Проект закона «О борьбе с коррупцией»

Начинается общественное обсуждение проекта закона «О борьбе с коррупцией»

В настоящее время проводится общественное обсуждение проекта закона

В соответствии с поручением Президента в настоящее время проводится общественное обсуждение проекта закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».Проект закона определяет механизмы предупреждения коррупции, в том числе ограничения, устанавливаемые для должностных и приравненных к ним лиц, регулирует порядок декларирования доходов и имущества таких лиц, закрепляет меры по противодействию коррупции.

Ознакомиться с текстом проекта закона можно в сегодняшнем номере нашей газеты. Электронная версия проекта также доступна на интернет–сайте Генеральной прокуратуры (www.prokuratura.gov.by) и Национальном правовом интернет–портале Республики Беларусь (www.pravo.by).

Свои замечания и предложения по проекту закона можно направить в редакцию газеты «Советская Белоруссия» как на почтовый адрес, так и на сайт www.sb.by, а также  — на интернет–сайт Генеральной прокуратуры и Национальный правовой интернет–портал Республики Беларусь.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О борьбе с коррупцией

Настоящий Закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, иных организаций, государственных должностных и приравненных к ним лиц путем предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, устранения их последствий.

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:

коррупция — умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей;

должностные лица, занимающие ответственное положение, — Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер–министр Республики Беларусь и их заместители, руководители государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту, Парламенту, Правительству Республики Беларусь, и их заместители, иные государственные должностные лица, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь и кадровый реестр Совета Министров Республики Беларусь, руководители местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и их заместители, судьи; прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов (городов), межрайонные и приравненные к ним прокуроры и их заместители, начальники следственных подразделений, органов дознания и их заместители, (за исключением капитанов морских или речных судов, командиров воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, и их заместителей), следователи; руководители органов государственного контроля, внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, таможенных, налоговых органов и их заместители;

государственные должностные лица — Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, на которых распространяется действие законодательства о государственной службе (далее — государственные служащие); сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь, имеющие специальные звания (далее — сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь); сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательными актами к должностным лицам (далее — военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь); лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно–распорядительных или административно–хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, акции (доли в уставном фонде) которых в размере 50 и более процентов принадлежат Республике Беларусь и (или) ее административно–территориальным единицам;

лица, приравненные к государственным должностным лицам (приравненные к ним лица), — члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе; граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, кандидатами в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно–распорядительных или административно–хозяйственных обязанностей, за исключением лиц, указанных в абзаце четвертом настоящей статьи; лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия;

иностранные должностные лица — должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов;

лица, поступившие на государственную службу путем избрания, — избранные в установленном порядке члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, работающие в ней на постоянной основе;

должность руководящего работника — должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно–распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) обязанности применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности;

имущество — недвижимые и движимые вещи (включая деньги и ценные бумаги), в том числе имущественные права, установленные гражданским законодательством;

близкие родственники — родители, дети, в том числе усыновленные (удочеренные), усыновители, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки;

свойственники — близкие родственники супруга (супруги);

конфликт интересов — ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе);

государственная организация — унитарное предприятие, учреждение, государственное объединение, имущество которых находится в государственной собственности (собственности Республики Беларусь или ее административно–территориальной единицы) и закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

доходы — любые денежные средства, в том числе займы, а также иное имущество, полученные физическими лицами от граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства и организаций;

совместное проживание и ведение общего хозяйства — проживание в одном жилом помещении и ведение общего хозяйства, полностью или частично объединяя и расходуя свои денежные средства и иное имущество;

объект, не завершенный строительством, — капитальное строение (здание, сооружение) и иное имущество, строительство которых разрешено в соответствии с актами законодательства, но не завершено (строительство которых продолжается, приостановлено, прекращено или законсервировано) или строительство которых завершено, но данные объекты не зарегистрированы в порядке, установленном актами законодательства;

расходы — любые денежные средства и иное имущество физических лиц, направленные ими на приобретение имущества, использованные на иные цели.

Статья 2. Законодательство о борьбе с коррупцией

Законодательство о борьбе с коррупцией основывается на Конституции Республики Беларусь и включает в себя настоящий Закон и иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь.

Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Статья 3. Субъекты правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений

Субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, являются:

государственные должностные лица;

лица, приравненные к государственным должностным лицам.

Субъектами коррупционных правонарушений являются:

государственные должностные лица;

лица, приравненные к государственным должностным лицам;

иностранные должностные лица;

лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.

Статья 4. Принципы борьбы с коррупцией

Борьба с коррупцией основывается на принципах:

законности;

справедливости;

равенства перед законом;

гласности;

неотвратимости ответственности;

личной виновной ответственности;

гуманизма.

Статья 5. Система мер борьбы с коррупцией

Борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и иными организациями посредством комплексного применения следующих мер:

планирования и координации деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией;

установления ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных лиц в целях предотвращения проявлений коррупции и их выявления;

обеспечения правовой регламентации деятельности государственных органов и иных организаций, государственного и общественного контроля и надзора за этой деятельностью;

совершенствования системы государственных органов, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

проведения мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции (антикоррупционные образование и воспитание);

обеспечения гласности в деятельности государственных должностных и приравненных к ним лиц, если иное не предусмотрено законодательством;

восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации иных вредных последствий правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;

установления правовых запретов в целях разграничения служебных (трудовых) обязанностей и личных, групповых и иных внеслужебных интересов государственных должностных и приравненных к ним лиц;

предоставления в установленном законодательными актами порядке государственным должностным и приравненным к ним лицам гарантий и компенсаций, связанных с ограничениями, установленными настоящим Законом и иными законодательными актами в сфере борьбы с коррупцией;

недопущения финансирования либо предоставления других форм материального обеспечения деятельности государственных органов и иных организаций из источников и в порядке, не предусмотренных законодательством;

проведения в установленном порядке криминологической экспертизы проектов правовых актов Республики Беларусь, ранее принятых (изданных) правовых актов Республики Беларусь, а также криминологических исследований коррупционной преступности в целях ее оценки и прогноза для выявления предпосылок и причин коррупции и своевременного принятия эффективных мер по ее предупреждению и профилактике;

сочетания борьбы с коррупцией с созданием экономических предпосылок для устранения причин коррупции.

ГЛАВА 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ БОРЬБУ С КОРРУПЦИЕЙ, И ИХ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Статья 6. Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией

Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.

Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, решают стоящие перед ними задачи самостоятельно и во взаимодействии между собой, с другими государственными органами и иными организациями, а также при содействии граждан Республики Беларусь.

Статья 7. Полномочия Генеральной прокуратуры Республики Беларусь в сфере борьбы с коррупцией

Генеральная прокуратура Республики Беларусь является государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией.

В целях обеспечения организации борьбы с коррупцией Генеральная прокуратура Республики Беларусь:

аккумулирует информацию о фактах, свидетельствующих о коррупции;

анализирует эффективность применяемых мер по противодействию коррупции;

координирует правоохранительную деятельность иных государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией;

осуществляет надзор за исполнением руководителями государственных органов и иных организаций требований настоящего Закона и иных актов законодательства в сфере борьбы с коррупцией и в случае выявления правонарушений принимает меры по привлечению лиц, их совершивших, к ответственности, установленной законодательными актами;

готовит предложения по совершенствованию правового регулирования борьбы с коррупцией;

осуществляет иные полномочия в сфере борьбы с коррупцией, установленные законодательными актами.

Статья 8. Специальные подразделения по борьбе с коррупцией и их права

В органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности создаются специальные подразделения по борьбе с коррупцией.

Порядок создания в органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности специальных подразделений по борьбе с коррупцией определяется Президентом Республики Беларусь.

Специальным подразделениям по борьбе с коррупцией при выполнении возложенных на них задач предоставляется право:

получать безвозмездно из государственных органов и иных организаций в установленном законодательством порядке информацию, необходимую для выполнения функций по борьбе с коррупцией, в том числе из автоматизированных информационных, справочных систем и банков данных;

беспрепятственно прибывать в пункты пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и места, где осуществляется пограничный контроль, по служебным удостоверениям и пропускам, выдаваемым Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь или уполномоченными должностными лицами иных органов пограничной службы Республики Беларусь;

приостанавливать с санкции прокурора полностью или частично на срок до десяти суток финансовые операции физических и юридических лиц, а также ограничивать их в праве распоряжения имуществом, если имеются достаточные основания полагать, что денежные средства и (или) иное имущество получены от лиц, причастных к совершению коррупционных правонарушений или к легализации доходов, полученных преступным путем;

вносить в государственные органы и иные государственные организации в порядке, установленном законодательством, представления об аннулировании специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности.

Другие права, а также обязанности специальных подразделений по борьбе с коррупцией определяются настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 9. Государственные органы и иные организации, участвующие в борьбе с коррупцией

Следственный комитет Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь и иные органы пограничной службы Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции, Министерство финансов Республики Беларусь и его территориальные органы, Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно–финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством.

Статья 10. Взаимодействие государственных органов и иных организаций в сфере борьбы с коррупцией

Государственные органы и иные организации обязаны передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции.

Порядок и условия взаимодействия государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, определяются ими совместно.

Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, на основе международных договоров Республики Беларусь могут обмениваться необходимой информацией с органами иностранных государств, осуществляющими деятельность в сфере борьбы с коррупцией.

Статья 11. Содействие государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией

Государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции, а также граждане Республики Беларусь обязаны оказывать содействие государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, и государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией. Сведения, документы и другие материалы в сфере борьбы с коррупцией, запрашиваемые государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, предоставляются государственными органами, иными организациями и их должностными лицами незамедлительно, а если это невозможно, то в течение трех суток.

Предоставление сведений и документов, содержащих государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством. Предоставление указанных сведений и документов осуществляется в сроки, предусмотренные частью первой настоящей статьи.

Статья 12. Информационное обеспечение борьбы с коррупцией

В целях сбора, хранения, анализа и обобщения информации о фактах, свидетельствующих о коррупции, в том числе о физических и юридических лицах, причастных к коррупции, в специальных подразделениях по борьбе с коррупцией создаются и ведутся оперативные учеты и централизованные банки данных.

В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь ведутся единые банки данных о состоянии борьбы с коррупцией, которые формируются на основании информации, представляемой органами прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности в порядке и сроки, установленные Генеральной прокуратурой Республики Беларусь по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь.

Статья 13. Координация деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, и государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией

Координация деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, и государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией, осуществляется координационными совещаниями по борьбе с преступностью и коррупцией, действующими в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Статья 14. Финансовое и материально–техническое обеспечение специальных подразделений по борьбе с коррупцией

Финансовое и материально–техническое обеспечение специальных подразделений по борьбе с коррупцией осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Конкретные размеры необходимых для этого средств, в том числе валютных, ежегодно устанавливаются при утверждении республиканского бюджета на содержание органов прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности и используются ими на материально–техническое обеспечение специальных подразделений.

ГЛАВА 3

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ

Статья 15. Требования к порядку принятия отдельных решений государственными органами и иными государственными организациями в сфере экономических отношений

Решения по оказанию государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям принимаются в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Государственные органы и иные государственные организации в порядке, установленном законодательством, обязаны проводить открытые конкурсы или аукционы при принятии решений:

о привлечении юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей к реализации государственных программ и государственных заказов;

о распределении квот;

о выборе поставщиков для государственных нужд;

о возложении на юридическое лицо и (или) индивидуального предпринимателя отдельных функций государственного заказчика;

в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Метод и порядок распределения квоты на внешнюю торговлю товарами определяются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь.

Открытые конкурсы и аукционы в целях распределения квот и выбора поставщиков для государственных нужд не проводятся, если соответствующие поставки товаров (работ, услуг) осуществляются организацией, являющейся естественным монополистом, а также в случаях, когда законодательством допускается иной порядок распределения квот и выбора поставщиков для государственных нужд.

Статья 16. Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица

Государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьями 17 — 20 настоящего Закона, не совершению действий, предусмотренных статьями 25 и 37 настоящего Закона, и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.

Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, оформляется в письменной форме кадровой службой соответствующего государственного органа, иной организации. Неподписание данного обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами.

Должностные лица кадровой службы соответствующего государственного органа, иной организации за невыполнение возложенных на них должностных обязанностей по оформлению обязательства государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, либо несвоевременное ознакомление государственных должностных лиц с предъявляемыми к ним требованиями несут дисциплинарную ответственность в порядке, установленном законодательными актами.

Статья 17. Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц

Государственное должностное лицо не вправе:

заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации, а также выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь;

совершать от имени государственных организаций без согласования с государственными органами (организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых они входят), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать без такого согласования совершение указанных сделок иным должностным лицам;

совершать от имени негосударственных организаций, акции (доли в уставном фонде) которых в размере 50 и более процентов принадлежат Республике Беларусь и (или) ее административно–территориальным единицам, сделки с юридическими лицами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать совершение таких сделок иным должностным лицам в нарушение порядка, установленного законодательными актами о хозяйственных обществах;

принимать участие лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами;

иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами;

выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов), использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также физических лиц, если это расходится с интересами государственной службы.

Настоящим Законом, иными законодательными актами для государственных служащих, а также сотрудников Следственного комитета Республики Беларусь, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь могут быть установлены иные ограничения.

Государственное должностное лицо обязано приостановить свое членство в политической партии, если в соответствии с законодательством исполнение государственных функций является несовместимым с принадлежностью к политической партии.

Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных частями первой — третьей и пятой настоящей статьи, привлекается к ответственности, в том числе освобождается от занимаемой должности, в порядке, установленном законодательными актами.

Ограничения для лиц, приравненных к государственным должностным лицам, устанавливаются законодательными актами.

Статья 18. Ограничения по совместной службе (работе) в государственной организации супругов, близких родственников или свойственников

Запрещается совместное прохождение государственной службы государственных служащих, совместной службы сотрудников Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя, главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супруга (супруги), близких родственников или свойственников, если их служба (работа) связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Статья 19. Ограничение по участию в деятельности органов, осуществляющих функции надзора и контроля в организации

Руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации.

Статья 20. Ограничение по управлению долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций

Государственные служащие, а также сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, имеющие в собственности доли участия (акции, права) в уставных фондах коммерческих организаций, обязаны в трехмесячный срок после назначения (избрания) на должность передать их в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы, службы в Следственном комитете Республики Беларусь, военной службы (службы) в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Государственные должностные лица, не указанные в части первой настоящей статьи, имеющие в собственности доли участия (акции, права) в уставных фондах коммерческих организаций, вправе лично либо через иных лиц принимать участие в управлении этими коммерческими организациями.

Государственные должностные лица заключают с открытым акционерным обществом «Сберегательный банк «Беларусбанк» (далее — доверительный управляющий) договор доверительного управления в соответствии с типовым договором, форма и порядок заключения которого определяются Советом Министров Республики Беларусь.

В типовом договоре должны предусматриваться существенные условия договора доверительного управления в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, настоящим Законом, иными актами законодательства.

Доверительный управляющий при заключении договора доверительного управления обязан требовать от государственного должностного лица заявление, к которому прилагаются копии контракта (договора), решения (приказа, распоряжения, иного акта) соответствующего государственного органа, должностного лица о поступлении (приеме, назначении) на службу.

Размер, форма вознаграждения доверительного управляющего и порядок его выплаты определяются в типовом договоре. Размер вознаграждения не может быть более пяти процентов доходов от находящихся у него в доверительном управлении долей, акций.

При отсутствии указанных доходов вознаграждение доверительному управляющему не выплачивается.

В период нахождения государственных должностных лиц на службе доходы от находящихся в доверительном управлении долей, акций им не выплачиваются, а учитываются и капитализируются у доверительного управляющего.

Договор доверительного управления расторгается при прекращении службы, а доли, акции и доходы от них передаются гражданину, прекратившему службу, в течение месяца со дня расторжения этого договора либо иному лицу в соответствии с законодательными актами.

Доверительный управляющий обязан возмещать причиненные государственному должностному лицу убытки в случае невозможности исполнения доверительным управляющим обязательств по возврату долей, акций и доходов от них.

Споры, возникающие при выполнении договора доверительного управления, разрешаются в судебном порядке.

Статья 21. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица

Государственное должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), вызывающих или могущих вызвать возникновение конфликта интересов. Руков

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Ирина
Это не ноу хау!
Ирина
Нужно сначала искать причину и бороться с причиной, а коррупция это следствие. При чем бороться с теми кто предлагает взятки, а не только получает.
Ирина Борисовна, 45, Барановичи
Советую всем почитать книгу *Протоколы советских мудрецов* автор Г. Климов . Сразу будет тяжело, а потом полегче. Поймёте многое. Сталина зауважаете. Лукашенко полюбите. Плохого человека вся страна Батькой называть не будет. По телевизору видела интервью одного украинского пенсионера , ополченца. Когда у него спросили для чего ему это, он ответил: * Противно жить* Ведь это страшно. Человек готов умереть, потому что ему противно жить. Ответ на причину коррупции читайте вверху . * Безработный*, и не только , а главное отдыхающий на курорте, живущий в коттедже колет глаза чиновнику, поэтому он вымогает взятки. Побирушка. У него просто *маленькая * зарплата, но большая пенсия. Безработным он быть не желает. А вот как улучшить уровень жизни народа, которому он *служит*, понятия не имеет. На службу он поступил по дружбе. И их много. Легион. А вас , оставивших комментарии , совсем чуть-чуть.
МАВ
Извини Ирина, но утверждение "Для того чтобы соблюдали закон, у нас достаточно контролирующих органов!" наивно. Думаю народу необходимо дать право на контроль чиновников в том числе и контролирующих органов.
Дмитрий, 39 лет, Минск
1. Одним из главных условий, способствующим коррупционным преступлениям, является полная беззащитность госслужащих перед незаконными указаниями руководства.
Отказываясь выполнять такие указания, принципиальныйгоссслужащий становится последующей мишенью для вынесения несоразмерных взысканий по малейшему упущению в службе (в т.ч. надуманному), расправы на аттестационной комиссии, непродления контракта и т.д.
В результате расцветает круговая порука, когда вынужденно подчинившийсягоссулужащий увязает в последующих незаконных указаниях и оказывается «стрелочником».
При этом его руководитель формально чист, получая ренту от заинтересованных.
Во многих странах существуют для госслужащих специальные формирования, например, комиссии по этике. В случае обращения туда госслужащего и подтверждения факта незаконных указаний руководитель, невзирая на чины и заслуги, освобождается от должности, отправляется в отставку или как минимум, переводится в другое место.
Необходимо создание аналогичных комиссий и в Беларуси.
2. Устранению предпосылок для коррупции (в виде улучшения положения дел в курируемой области) препятствует возможность для руководителей не пропускать заслуживающие внимания предложения подчиненных под надуманными предлогами нецелесообразности, недостаточной обоснованности, непроработанности и т.д. Это также способствует опасения последствий «выноса сора из избы».
Коррупции всегда выгодно наличие «мутной» воды, неразберихи, неурегулированности или просто запоздалого реагирования.
Соответственно, настоящие, дельные, серьезные предложения, подготовленные госслужащими среднего и низшего звена (креативно мыслящими, болеющими за дело и видящими проблемы изнутри и вблизи) не могут «прорваться» на стол лицам, принимающим решение.
Глава государства «не видит» большую часть предложений, которые могли бы улучшить ситуацию во многих сферах общественной жизни. Они «годами» топятся в ведомствах и исполкомах.
Необходимо создание механизма подачи важных предложений от имени госслужащих непосредственно «наверх» («краудсорсинг» в госаппарате) с запретом направлять их на проработку в профильные ведомства. Такие предложения должны непосредственно прорабатываться с их авторами-госслужащими в Администрации Президента Республики Беларусь (не ставя в известность их руководителей) и по итогам направляться для исполнения в Правительство, ведомства (исполкомы).
При этом включится мощнейший ресурс генерации предложений, совершенно бесплатный. Проявится кадровый ресурс госслужащих-креативщиков, повсеместно подавляемый.
3. А. А. Аузан, декан экономического факультета МГУ, член Экономического совета при Президенте РФ, член Правительственной комиссии по проведению административной реформы, общественный деятель, публицист об одном из главных условий эффективности антикоррупционного закона
Условия эффективности любого антикоррупционного Закона
Юрий Григорьевич Есьман
Прочитал проект законе о борьбе с коррупцией.
Не увидел ничего, что препятствует коррупции, наоборот обнаружил ряд пунктов создающих новые возможности для злоупотреблений:
1) создается новый проверяющий орган, которому бесплатно предоставляется информация (статья 8) , - возможность третировать проверяемые и не только организации и лиц.
2) декларации подаются собственному руководству, которое решает, что проверять - что приводит к большей зависимости подчиненных, и соответственно облегчает построение коррупционной вертикали.
3) необходимость подавать декларацию родственников - возможен "конфликт интересов" - лишняя зависимость от родственников.
4) 25% процентов - как "явное" превышение доходов над расходами - повод подавить неугодных, чуть что - получи конфискацию. Даже в один день цены в разных магазинах, могут отличаться больше чем 25%, а изменение цен за 10 лет представить сложно, особенно для "произведений искусства".
Это основное а по мелочи: 20 статья - имеет место принуждение к заключение договора - что имеет противоречие с законами более высокой юридической силы - кодексами. В 27 статье запутался в нумерации абзацев, не понятно что декларировать по цене приобретения, то по условиям Совета Министров...
Резюмируя полагаю декларирование в предусмотренном виде бесполезно, - ведь "госслужащие" должны иметь доходы только с "места работы". Для депутатов токая норма выглядит "преступной" ведь депутаты есть представители народа и могут быть из любой сферы деятельности и их нанимателями являться избиратели - логичнее было бы публиковать их декларации, а не хранить в тайне.
Сергей21
надо освобождать дающих (сдающих) деньги в доход государства от уголовной ответственности
Надежда, 51 год
Закон о борьбе с коррупцией - это хорошо. Но она сейчас в таком расцвете, что никакой закон не страшен. Как говорится "рука руку моет". Даже страшно что простые люди совсем беззащитны. На местах творится бог знает что, но это беззаконие прикрывается верхами и законы не действуют совсем. Жестко наказывать провинившихся чиновников и не только конфискацией имущества, но и тюрьмой. А так за 10 долларов и за миллионы долларов одно и тоже. Запретить в приеме на работу всякого рода родственников. Иначе некому будет работать. Хочется конечно верить хоть что- нибудь "изменится", но вряд ли. Уже боремся десятилетиями, а воз и ныне там.
Ольга, 55
Особенно важно, чтобы ученые, которые когда-то при Царе Горохе получили ученую степень, а в последующем самостоятельно ничего грандиозного не изобрели - не мнили себя больштми специалистами в различных сферах жизни государства.
Василий, 30, минск
Зачем приравнивать работников предприятий к государственным служащим? Сделайте хотя бы исключение для низших руководителей(нач. участка, мастера, бригадиры). У них и так з.п. не на высшем уровне. Дайте возможность людям, естественно вне рабочего времени, возможность подрабатывать!
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?