История БССР: высокое напряжение промышленного развития страны

Начало света. Что превратило Беларусь в промышленно развитую республику

К предстоящему столетию Белорусской Советской Социалистической Республики мы продолжаем цикл исторических публикаций. Нынешняя — об электрификации БССР, позволившей аграрной и весьма небогатой земле стать одним из промышленных столпов СССР. Как принято сейчас выражаться — “сборочным цехом” всего Советского Союза.

Белорусская ГРЭС в 1930-е годы

Как показывают материалы сектора промышленности и энергетики Госплана БССР, в знаменитом ленинском плане ГОЭЛРО (разрабатывался в 1920 году) наша республика не упоминалась. И это естественно: в период, когда составлялся первый перспективный план социалистического строительства, республика была по сути полем боя. Да и после подписания Рижского мирного договора в 1921 году ситуация менялась далеко не сразу: хозяйство, строившееся на эксплуатации местечкового кустарно-ремесленного труда, не требовало создания энергетической и промышленной базы. Именно поэтому белорусам пришлось по существу заниматься не восстановлением экономики, а созданием совершенно новых основных фондов народного хозяйства.

В одном из госплановских документов с сожалением констатировалось, что незавидная ситуация с электрообеспечением “создает в основных промышленных центрах республики колоссальные затруднения и приводит к задержке развертывания промышленных предприятий, коммунального обслуживания, не говоря уже о почти полном отсутствии электрификации сельского хозяйства”.

При этом отмечался весьма любопытный момент: “Кое-где раздаются голоса о том, что для БССР не применимы принципы создания единой энергетической системы, что вместо системы крупных электрических станций, соединенных в единое высоковольтное кольцо внутри республики и с другими частями Союза, нужно построить массу мелких электрических станций. Эти оппортунистические теорийки, ликвидирующие всякую возможность создания технически совершенной, экономичной энергетической системы, должны быть решительно отвергнуты. Однако не менее решительно нужно бить по гигантомании, отрыву от действительности, от политической и экономической целесообразности”.

В итоге 20 мая 1927 года появляется исторический для того времени документ — Постановление Совета Труда и Обороны, гласящее: “Признать необходимым приступить к сооружению Белорусской районной электрической станции близ г. Орши, на Осиновском торфяном болоте, для электроснабжения районов Витебского, Оршанского и Могилевского мощностью первой очереди в 22 тысячи кВт с линиями электропередачи на г. Витебск и Шкловскую бумажную фабрику”. Срок ввода в строй объекта — осень 1929 года.
Рост выработки электроэнергии в дореволюционной России и в первые годы СССР (в млн кВт.ч)

1920 г. — 400

1923—1924 г. — 900

1924—1925 г. — 1130

1925—1926 г. — 1500

1926—1927 г. — 2000

1927—1928 г. — 2400
В праздничном номере, вышедшем в день 10-летия Октябрьской революции, “Торгово-промышленная газета” сообщала, что главными потребителями Оршанской станции “является г. Витебск, льнопрядильная фабрика, машиностроительный завод, железнодорожный узел, г. Орша, бумажная фабрика и ряд других. Небезынтересно отметить, что в настоящее время г. Витебск снабжается энергией от 33 мелких установок. Все установки в конец изношены и требовали бы замены, если бы не строилась районная станция”. 

Белорусская ГРЭС сегодня

  Увы, эту электростанцию сдали с опозданием на год. Объяснительная записка Осинстроя к отчету за 1930 год перечисляет причины: “Это исключительно мелкие недоделки, как то: деревянные проступи по главной лестнице, оконные приборы в главном здании, полы в двух служебных комнатах, барьеры внутри здания и по крышам, лестница в насосном и масляном хозяйствах, забор вокруг территории станции, заделка дыр после монтажа и т. п. Все эти работы не произведены из-за неимения соответствующего ассортимента железа и пиломатериалов, а также из-за отсутствия чертежей указанных лестниц”. Вывод: “Так как оставшиеся работы несущественные в смысле готовности станции к пуску, то все объекты первой очереди введены во временную эксплуатацию и по состоянию на 1 января 1931 г. составляют стоимость в сумме 6.060.852 руб. 32 коп. (вместе с оборудованием). Первый пробный пуск станции состоялся 8 ноября 1930 г.”.

При этом в месте строительства большой электростанции возник большой поселок Осинторф. И еще любопытная информация: “Поселение на месте поселка известно с 1672 года как урочище Остров. В инвентаре 1782-го он называется “Остров Юрьев”... В 1927 году неподалеку началось строительство Белорусской гидроэлектростанции, которая вошла в строй 8 ноября 1930 года. Для добычи торфа постоянно требовалось более десяти тысяч рабочих. Их набирали по всей республике, а расселили в 11 специально построенных поселках и в близлежащих селах. Центральным из них стала бывшая деревня Остров, переименованная в Осинторф”.

Как патетически восклицала 7 ноября 1927 года “Торгово-промышленная газета”, “электрическая энергия наших электростанций, сооружаемых на базе развивающейся электропромышленности СССР, с каждым годом все большими потоками вливается в хозяйственные жилы целых районов. Октябрь зажег электрические огни, лампочки Ильича в темной деревне. Сельская электрификация усилиями и самодеятельностью трудового крестьянства, при государственной поддержке, вольет новые силы в сельское производство и поможет переделать, перестроить деревню на новых, социалистических началах. Впряженные в колесницу планового хозяйства миллионы электрических коней вывезут нашу заново переделываемую страну из нищеты и разорения на новые пути лучшей жизни”. Сегодня, через девять десятков лет, можно сделать вывод: прогнозы эти оказались провидческими. А впереди, кстати, ввод в эксплуатацию уже современного энергетического колосса — Белорусской АЭС. 
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Электроэнергетика Беларуси начала свое существование с 1889 года — после строительства небольшой (1,2 тысячи кВт) электростанции в Добруше на местной бумажной фабрике, котлы которой работали на угле и дровах. Еще меньшими по мощности и слабейшими по технической вооруженности были электростанции в Минске, Витебске, Могилеве, Гомеле, Жлобине, Гродно. Общая мощность всех белорусских в 1913 году составила только 5,3 тысячи кВт. Этого количества энергии едва хватало на освещение центральных улиц крупных в то время городов и работу нескольких небольших кинотеатров. В промышленности электричество почти не использовалось.
osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter