Проблемы ремонта и техобслуживания сельхозтехники обсудили на республиканском семинаре-совещании в Клецком районе

Начало большого пути в IT

Ремонт сельхозтехники, задействованной в весенних полевых работах, завершить до 1 марта 2019 года, кормоуборочной — до 1 мая, зерноуборочной — до 1 июля. 

Планы на следующий сельхозсезон и просчеты посевной и уборочной 2018 года проанализировали на республиканском семинаре-совещании в Клецком районе. Более 200 представителей инженерных служб со всех районов республики обсудили и проблемы ремонта, техобслуживания сельхозтехники, ее постановки на длительное хранение. Ведь известно, снижение готовности машин и оборудования всего на один процент затягивает продолжительность полевых работ почти на два дня. Поэтому суть совещания свелась к аксиоме: своевременно проведешь ремонт — спокойнее будет во время весенней страды. Тактика «весной разберемся», как не раз убедились, совершенно неприемлема.    

Предварительные итоги эффективности работы техники на полях весьма разнятся. С одной стороны, обеспечена высокая готовность энергонасыщенных тракторов, что позволило во многих хозяйствах одному агрегату ежедневно засевать 30—35 гектаров зерновых, а в отдельных случаях и до 45. Средняя дневная выработка на зерноуборочный комбайн превысила 13,5 гектара, что на 11,5 процента выше, чем в 2017 году. Более организованно прошла и уборка льна. При нормативной сезонной нагрузке 120 гектаров средняя выработка на самоходную льнотеребилку достигла 200.  

На выставке сельскохозяйственной техники.

Тем не менее ранние яровые сеяли 19 при технической возможности 10 дней, травы первого укоса заготавливали 27 вместо 10 дней, уборка зерновых и зернобобовых растянулась до 31 дня, а надо бы   19. Конечно, небольшие отступления иногда можно списать на неблагоприятные погодные условия, но не так часто и не повсеместно. В Минсельхозпроде убеждены: при эффективном использовании всей техники полевые работы реально проводить строго в агротехнические сроки. 

Эта проблема особенно актуальна в условиях, когда списание старой техники превалирует над покупкой новой, считает начальник главного управления техпрогресса и энергетики, государственного надзора за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода Станислав Карпович. «В этом году в жатве участвовала 9,1 тысячи зерноуборочных комбайнов — на 400 меньше, чем годом ранее. Между тем для уборки зерновых в оптимальные сроки в хозяйствах надо иметь 12,5 тысячи комбайнов. Аналогичная ситуация и по тракторам: в сельхозпредприятиях их примерно 40 тысяч, а требуется 45. В целом обеспеченность сельхозтехникой на уровне 70 процентов. Как видим, обновление сельхозмашин идет медленнее, чем приобретение новой техники». 

Не случайно на производственной базе ОАО «Клецкий райагросервис» развернули выставку новых образцов сельхозтехники, их можно было не только рассмотреть, но и опробовать в действии. Многие модели укомплектованы системами, позволяющими экономить дорогостоящие ресурсы. Речь идет об информатизации сельского хозяйства. Станислав Карпович:

Мы подошли к следующему этапу совершенствования и модернизации агропромкомплекса. Так, системы точного земледелия позволяют прогнозировать урожайность с заданной себестоимостью, и отдельные элементы этой системы у нас в стране уже внедрены и успешно используются. Например, картирование урожайности: наши современные комбайны оснащены системой, которая позволяет считывать с каждого квадратного метра урожайность, определять, сколько из почвы выносится питательных веществ — калия, фосфора, азота. При составлении плана урожайности на следующий год агроном учитывает это картирование, а также карты химанализа состава почвы. Он может точно спланировать, сколько нужно внести тех или иных удобрений, что, безусловно, позволяет сэкономить дорогие ресурсы.

По словам специалиста, чтобы использовать систему точного земледелия, нужно провести полное картирование полей. Кроме того, еще один интересный и важный элемент точного земледелия — система параллельного вождения. Что она дает? Во-первых, увеличивает производительность и экономит средства. Во-вторых, при вспашке почвы на сельхозтехнику устанавливаются датчики глубины хода, которые контролируют работу механизатора. Все это лишь часть элементов системы точного земледелия, которые у нас есть. Теперь нужно это объединить воедино. 

Систему учета технического обслуживания сложной сельхозтехники планируется внедрить в 2019 году. Что она из себя представляет? Станислав Карпович поясняет: 

С виду это небольшое электронное устройство. Когда двигатель запускается, оно сразу фиксирует наработку, количество часов. Заводом-изготовителем регламентировано, через какое время нужно провести техническое обслуживание. С помощью электронного устройства мы определяем этот момент, обеспечиваем своевременное выполнение процедуры. 

Что конкретно каждому сельхозпредприятию дает точное земледелие? Первое и главное — экономию дорогостоящих ресурсов: дизельного топлива, средств защиты растений, минеральных удобрений. Аграрии имеют неплохую валютную выручку, но чтобы конкурировать с продукцией других государств, нужно снижать себестоимость и затраты на производство своей. Речь идет о рациональном распределении ресурсов. Так вот, через эти новейшие технологии можно получить оптимальные издержки, которые и позволят снизить себестоимость и обеспечить более высокую доходность хозяйств. 

Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Владимир Гракун замечает по этому поводу:

— Руководители и специалисты должны совершенно по-новому взглянуть на свои возможности, новые перспективные подходы, которые адаптированы в мире и уже есть в нашем сельском хозяйстве. Президентом поставлены задачи по развитию IT-технологий, цифровой экономики. Это начало большого пути, который должен пройти и агропромкомплекс. 

germanovich@sb.by

Фото БЕЛТА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter