В начальных классах страны преподают около 100 мужчин

«Начальник» по призванию

Сколько у нас в начальных классах учителей–мужчин, точно не знает даже официальная статистика. Где–то 100. А воспитателей в детских садах — и вовсе единицы. И к каждому из них приковано особое внимание и родителей, и журналистов. Еще бы, ведь мужские кадры в педагогике — и повод для гордости, и, увы, сегодня большая редкость. Каково это, когда твой первый учитель — мужчина? За ответом корреспонденты «СБ» отправились на урок к педагогу начальных классов минской средней школы № 125 Александру Александровичу Федоровичу.

Александр Федорович.
Фото  Владимира  ШЛАПАКА.

...2 «В» собирается на первую после каникул встречу с классным руководителем. Нарядные мальчишки и девчонки гордо несут пышные букеты роз, хризантем и гладиолусов, подбегают к любимому учителю и робко протягивают цветы. Александр Александрович каждому рад, шутит и спрашивает, как прошло лето. В школе № 125 такая картина — дело привычное. Долгое время в 1 — 4–х классах здесь работали сразу трое мужчин–учителей! Причем не вчерашние выпускники педвузов, а опытные специалисты. Правда, с нового учебного года у доски остались двое, но лишь потому, что один из влюбленных в профессию педагогов Сергей Владимирович, за плечами которого 15 лет педстажа и два высших образования, сделал выбор в пользу еще более дорогого сердцу направления — занятий с детьми бальными танцами. Его ученики — от 6 лет и старше...

Пока мы беседуем с Александром Александровичем, второклашки то и дело подбегают его обнять. Родители улыбаются: «Соскучились за каникулы!» Говорят, дети просто рвались в школу. Во 2 «В» классе 27 учеников и большинство — мальчишки. Александр Федорович шутит, что обычно мальчиков и девочек поровну, но в класс к мужчинам стараются отправить побольше мальчишек: «Считается, что мы с ними лучше справимся».

— С мальчишками, выходит, сложнее работать, чем с девчонками? — интересуемся у педагога, который умело совмещает классное руководство во 2 «В» и в 4 «В», где еще 25 школяров.

— Да не сказал бы. И те и те бывают очень активными.

— А вы педагог строгий? Можете голос повысить?

— Нельзя сказать, что строгий... Но и добрым себя не назову, хотя дети считают именно так. Наверное, где–то посерединке. А голос иногда приходится повышать, но если и делаю это, то не от злобы. Я же за каждого из ребят отвечаю. И с первых дней объясняю им, что такое ответственность.

Александр Александрович в педагогике начальной школы далеко не новичок, поэтому и к профессии подходит не как романтик, мыслящий высокими идеалами, а как опытный специалист, знающий свое дело. Под его руководством школьники уже 19–й год делают первые шаги в образовании. Сам же сначала изучал педагогику в колледже, затем учился на филфаке БГУ. Но при всей любви к языкам все же с особенным удовольствием проводит уроки математики.

— Может, потому, что я сам когда–то учился в физико–математическом классе?

Тем временем ученики уже заняли свои места за партами, просмотрели комплект учебников, который ровной стопкой лежит у края стола, и приготовились слушать. Под шепот мам и пап, которые, как и дети, обмениваются летними новостями, Александр Александрович с улыбкой начинает первое занятие:

— Кажется, родителей нужно успокаивать больше, чем ребят. Некоторые уже подзабыли, как это — быть в школе.

Мама второклассника Саши, Елена Чеснокова — сама преподаватель БГПУ имени М.Танка и о трудностях работы педагога знает не понаслышке. Поэтому не скрывает радости, что у сына тот же классный руководитель, что и в свое время у старшей дочери Маши:

— Это здорово, когда отдаешь ребенка в руки учителю, в котором уверен. Дочка без труда поступила в 5–й класс гимназии, она у нас чемпионка по шашкам, и всегда было приятно, что классный руководитель интересуется ее успехами. Мне кажется, сейчас такое встречается все реже. К тому же она флегматик, и Александр Александрович находил к ней индивидуальный подход, давал время на адаптацию после поездок по соревнованиям. Хотя, думаю, это просто свидетельство уровня культуры педагога, не важно, мужчина он или женщина. Но бесспорно, в образовании сейчас дефицит мужчин. А для ребят, лишенных папы и дедушки, важно, чтобы был такой человек, который поддержит мужским советом, дружески приобнимет...

Тут в класс с букетом роз как раз и заглядывает Маша Чеснокова. Успела побывать на линейке в своей гимназии и вот примчалась сюда, чтобы поздравить с Днем знаний первого учителя. Александр Федорович скромно улыбается: бывшие ученики частенько забегают его навестить, особенно пятиклассники — они бывают каждый день. Да и родители не скрывают: во 2 «В» многие шли специально ради учителя. Поэтому не удивляемся, когда Александр Александрович рассказывает нам о еще одной «семейной династии» подопечных: в четвертом классе учится Егор, а во втором — его младший брат Максим. Екатерине Юшкевич именно этого педагога всячески нахваливали знакомые: «Все удивляются, когда узнают, что у нас первый учитель — мужчина. Да, необычно. Но главное, что дочка хорошо к этому отнеслась».

— С опытом вырабатывается свое видение тем, как их лучше объяснить, — делится Александр Александрович своими методами работы. — Конечно, в 1–м классе нужно больше игровых моментов, по–другому никак. Дети ведь только пришли из садика, они не высидят целое занятие. Другое дело — 4–й класс: ребята уже три года с тобой и понимают по взгляду, что ты от них хочешь.

Начало учебного года для семьи Александра Федоровича — этап особенный, ведь жена Наталья — тоже учитель начальных классов. Поэтому работа за порогом школы не заканчивается и супругам всегда есть что обсудить за ужином, и немало поводов, чтобы дать друг другу профессиональный совет:

— Например, у меня в прошлом году был 3–й класс, а у жены — в этом. Естественно, я могу поделиться опытом, как лучше объяснить какую–то тему. Мы и учеников друг друга знаем. Очень хорошо, когда вторая половинка понимает и разделяет твою профессию.

— Неужели ни разу не задумались о смене профессии?

— Был у меня период, когда вдруг решил уйти из школы, поменять что–то в жизни. В итоге меня хватило только на два летних месяца...

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Николай Шавловский  с учениками.
Фото  Павла  ЧУЙКО.

Имя еще одного коллеги Александра Александровича по школе № 125, учителя начальных классов Николая Шавловского, часто встречается в прессе. Звание «учитель–методист», сертификат «Учитель года» — в числе его профессиональных заслуг. Опытный педагог не раз признавался, что с детства мечтал связать свою жизнь со школой. Прошло более 30 лет, а он ни капельки не жалеет о выборе. Учит ребят играючи, постоянно что–то придумывает и признается, что у него совпали любимая работа и хобби. А родители учеников всех лет не скрывают восторга: как же их детям повезло с первым учителем, даже на каникулы не хотели уходить!

КСТАТИ

В японских детских садах каждый четвертый воспитатель — мужчина. В США в любой группе дошколят обязан работать как минимум один такой воспитатель или его помощник. А в некоторых европейских странах, например, в Германии, стремятся к отметке 20%.

СПРАВКА «СБ»

В белорусских школах учителей–мужчин — чуть более 13%, в российских —15%. Во многих европейских странах таких педагогов в разы больше — в среднем 32%. А например, в Японии это и вовсе преимущественно мужская профессия. Интересно, что в нашем обществе прочно укрепился стереотип, будто педагог–мужчина — это обязательно или директор школы, или трудовик, или физрук. Хотя еще в середине прошлого века взгляд на профессию был совсем другим. В послевоенные годы лицо школы определяли бывшие фронтовики. И лучшие педагогические труды написаны мужчинами, и образ идеального педагога связывался в первую очередь с Нестором Петровичем из «Большой перемены» и Ильей Семеновичем Мельниковым из «Доживем до понедельника».

ФАКТ

30–летний Андрей Сиденко, учитель информатики средней школы № 29 (Московская область, Мытищинский район, деревня Беляниново), в 2013–м стал абсолютным победителем конкурса «Учитель года России», а в 2015–м вошел в топ–10 самых влиятельных педагогов мира по версии учительского сообщества США Connect Learning Today (вместе с ним в десятку попали восемь американцев и один британец). У него есть оригинальный мастер–класс для учителей о том, как задействовать в уроке те предметы, которые ученики приносят с собой из дому, — в первую очередь, конечно же, мобильные телефоны, их сверхвозможности (датчики освещения, движения, GPS c ГЛОНАСС, гироскоп, аксельрометр). Кстати, в его школе 17 учителей — мужчины. Сам Сергей — потомственный педагог.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 169 (25051). Суббота, 3 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter