Отечественной сельскохозяйственной техники на белорусских полях в разы больше, чем импортной

Станислав Карпович: «Секрета нет. Есть достаточно высокоэффективной техники, которой управляют профессионалы»

Повышенный мировой спрос на сельскохозяйственную продукцию — стимул для отечественных сельхозпроизводителей работать активнее, производить и экспортировать как можно больше востребованного продовольствия. Достичь этого возможно, только имея шлейф высокопроизводительных машин, новейшее оборудование.


Высок ли процент обновления машинно-тракторного парка сельхозпроизводителей, много ли иностранной техники работает на наших полях — на эти и другие вопросы обозревателя «СГ» отвечает начальник главного управления технического прогресса и энергетики, государственного надзора за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода Станислав Карпович. 

— Станислав Константинович, что представляет собой машинно-тракторный парк нашего агрокомплекса и насколько он обновился в этом году?

— Имеем 222 тысячи сельскохозяйственных машин и оборудования, из них — 36,2 тысячи тракторов, в том числе 2 тысячи — «Беларус-3522», 3,1 тысячи — «Беларус-3022». Кормоуборочных комбайнов — более 3,7 тысячи, в том числе 2 тысячи КВК-8060 и КВК-800. Зерноуборочных имеем более 8 тысяч, вдобавок планируем приобрести еще 300 единиц. Для уборки льна есть 341 комбайн, 252 — для сбора урожая свеклы, 634 — картофеля. Зерноочистительно-сушильных комплексов — свыше 2180, 131 линия для приготовления семян, обеспечивающая их очистку. Иными словами, есть вся необходимая техника для успешной и качественной работы агропромышленного комплекса страны.

Ежегодно обновляем четыре-пять процентов сельскохозяйственной техники, машин и оборудования. Основной источник финансирования — приобретение ее в лизинг в рамках Указа Главы государства № 146, которым предусмотрена для платежеспособных субъектов народного хозяйства рассрочка платежа до 7,5 лет под два процента годовых. Для экономически слабых хозяйств — свои условия покупки.

В первом квартале этого года в общей сложности приобрели 385 единиц техники на 85 миллионов рублей. В первую очередь это необходимый шлейф машин для посевной.

К слову, на протяжении прошлого года купили 7 тысяч единиц техники на сумму свыше миллиарда рублей, то есть на 200 миллионов больше, чем в 2020-м.

Есть и другие источники восполнения и обновления машинно-тракторного парка, позволяющие при необходимости оперативно восполнять дефицит техники. Например, в 2021 году благодаря поддержке Президента и Правительства в Могилевскую область поставлено свыше 100 зерноуборочных комбайнов, которые обеспечили своевременную уборку урожая.

— Позволяет ли это на 100 процентов перекрыть списание вышедшей из строя техники?

— Не совсем, да и есть ли в этом необходимость? Современные высокопроизводительные машины, например зерноуборочные комбайны, способны выполнить работы в разы больше, чем менее перспективные его предшественники. Для дальнейшего развития механизации сельского хозяйства ведем целенаправленную работу по увеличению мощности самоходной техники, ширины захвата прицепных агрегатов и скорости выполнения работ.

Минсельхозпродом разработана стратегия по увеличению парка энергонасыщенных тракторов. Если в 2015-м их число составляло 11 процентов от общего количества, то сегодня — свыше 20. Активнее стали использовать широкозахватные прицепные механизмы, например, 10—12-мет­ровые культиваторы, 12-мет­ровые сеялки, 24-метровый самоходный опрыскиватель, ничуть не уступающий по характеристикам иностранным аналогам. И самое примечательное то, что произведено это все в нашей стране. 

Минпром совместно с заводами-изготовителями разрабатывают новинки под нашу потребность. Главные критерии: техника должна быть широкозахватная и обладать высокой скоростью выполнения технологических операций. Например, 12-метровая сеялка, созданная на ОАО «Лидагропроммаш», может работать со скоростью 18 километров в час. А это значит, что поле площадью 150 гектаров засеют за 10 часов, в то время как менее габаритные агрегаты в лучшем случае — 40—50 гектаров. Выгода очевидна.

Не один десяток лет я вхожу в научно-технический совет ОАО «Гомсельмаш», который разработал линейку наиболее перспективных единиц техники. Самый выдающийся по многим характеристикам — «Палессе GS2124». В прошлом году около 40 комбайнов направили на поля Минской области.

— Его еще называют суперкомбайном, а есть и супертрактор «Беларус-4522», который при своих внушительных габаритах (высота и ширина гиганта — 3,6 и 3 метра соответственно) способен выполнять сложнейшую работу?

— Нет предела совершенству. Качество и уникальные характеристики белорусской техники признаны за рубежом. В перспективе продолжим работу в этом направлении. Главное — постараться сделать так, чтобы все основные комплектующие для них были исключительно отечественного производства.

— Как много импортной техники работает на полях и есть ли сложности с ремонтом, учитывая усиливающуюся санкционную политику в отношении нашей страны?

— Доля импортной сельхозтехники: по тракторам — 4 процента, кормоуборочным комбайнам — 22, зерноуборочным — 12. Говорить, что мы критически зависим от импортной техники, не приходится. Не ставим под сомнение их теххарактеристики, производительность, но в первую очередь заинтересованы в совершенствовании оте­чественных аналогов, которые по многим характеристикам не уступают зарубежным.

Сказать, что санкции не влияют на сельское хозяйство вовсе, будет неправильно, но у нас есть ресурсы свести к минимуму зависимость от импорта. Даже если бы не смогли вовремя отремонтировать импортную технику, то взамен пустили бы в работу отечественную. К тому же есть такое понятие, как параллельный импорт, дающий возможность приобретать необходимые детали в других странах. 

— С укреплением машинно-тракторного парка пришли на село и новые технологии. Какие перспективы открывает внедряемая система точного земледелия?

— Повышение качества полевых работ и значительное увеличение производственных показателей. Только достичь желаемого результата не так и просто, потребуется несколько лет.

Сама система точного земледелия, создаваемая по инициативе Минсельхозпрода, будет представлять платформу, расположенную в облаке. Каждый субъект хозяйствования получит право доступа к ней. Но прежде предстоит провести полное картирование полей, в том числе составить карты питательных веществ, антропогенных зон. Разработку технического задания планируем завершить к концу года, в 2023-м объявим конкурс на разработку платформы.

Датчиками системы контроля обеспечено 35 процентов энергонасыщенной техники. Исследования подтвердили, что эта технология на энергонасыщенных тракторах позволяет экономить до 20 процентов ресурсов: дизельного топлива, средств защиты растений, минудобрений. Привлекательна и технология системы параллельного вождения, исключающая возможность перекрытия проходов. Повышает производительность, дает до 15 процентов экономии дорогостоящих ресурсов.

Будущее сельского хозяйства немыслимо без инновационных решений. Стоит это недешево, но не теряем оптимизма.

— Агрономы сетовали на капризы весенней погоды, сместившие во многих регионах страны сроки ярового сева, но все же удалось наверстать отставание от уровня прошлого года. В чем секрет?

— Его нет. Есть достаточно высокоэффективной техники, а управляют ею профессио­налы. Машинно-тракторный парк сельхозпроизводителей позволяет выполнить сев или уборку в сжатые агротехнические сроки. Другой вопрос, что из-за неблагоприятных погодных условий на отдельных участках культуры не успевают достичь необходимой фазы созревания или же из-за обильных осадков не можем долго выйти в поле. Поэтому погода, пусть и косвенно, но оказывает влияние даже на работу сельхозмашин. От этого снижается качество выполнения технологического процесса. 

В любом случае ни разу такого не было, чтобы осталось неубранное зерно на полях или незасеянные участки. В сельхозорганизациях хватает техники, чтобы выполнить полевые работы в полном объеме.

— Согласно правительственным документам готовность техники должна составлять не ниже 95 процентов. Всегда ли удается выдерживать столь высокую планку? 

— На весенней посевной по отдельным позициям показатель был еще выше, а в целом по стране — 95. Это не завышенное требование, а достижимая планка. Анализируя данные прошлых лет, я подсчитал, что снижение готовности на один процент продлевает срок выполнения полевых работ до 1,5 дня. Такого быть не должно — в каждом хозяйстве понимают и стараются по возможности все отремонтировать.

Что же касается кормозаготовки, то готовность не менее высокая. Еще в середине мая в Брестской области кормоуборочные комбайны, косилки, грабли и пресс-подборщики, в том числе комбинированные, были исправны на 100 процентов. Такой же высокий показатель, например, по кормоуборочным комбайнам и на Гродненщине.

На Витебщине цифры чуть ниже. Не потому, что не успевают вовремя отремонтировать узлы и агрегаты. Наоборот, в этом плане в 2022-м году сработали отлично, а вот погода подвела. Климатические условия в северных и южных районах отличаются. Это важно учитывать, подводя итоги работы в целом по стране. При этом Витебщина, стартовавшая предпоследней, завершила сев наравне с другими. Что еще раз свидетельствует о качественном ремонте сельхозмашин.

— Готовность техники на старте еще не дает гарантий того, что она не сломается через несколько дней?

— Чтобы минимизировать такие примеры, хотя они встречаются и не так часто, необходимо четко, слаженно выполнить технологические операции в кратчайшие сроки, должен быть проведен качественный ремонт техники. 

В любом случае выстроен алгоритм работы, позволяющий максимально быстро устранить поломку или же иным способом решить вопрос незамедлительно. Технические центры, а в стране их 65, сервисные организации ведут дежурства в выходные дни. Если вышел из строя трактор по гарантии, согласно Директиве Главы государства в течение суток поломку должны устранить или же предоставить сельхозпроизводителю подменную машину, чтобы темпы работ не снижались. Подменный фонд технических центров, например, по тракторам составляет 55 единиц, по кормоуборочным комбайнам — 6. И 24 единицы навесного оборудования. Ведем учет всех поломок, в конце года в процентном соотношении сопоставляем, передаем информацию производителям.

При проектировании трактора или же комбайна конструктор закладывает определенные параметры, учитывает требования, использует нормативные материалы, которые помогут исправно отслужить не менее 10 лет. Но предугадать все возможные нюансы невозможно.

Гарантийное обслуживание составляет два года, именно в это время чаще и происходят первые поломки. Завод устраняет их за свой счет, если не нарушены правила эксплуатации.

— Помогает в работе и машиноиспытательная станция, которую, кстати, в свое время вы возглавляли?

— Общий стаж работы в технической сфере у меня — более 40 лет, из них 22,5 года — на руководящих должностях. Был проректором аграрного вуза и директором данной станции, поэтому прекрасно понимаю, насколько важны современные технологии в сельском хозяйстве, ценю вклад тех, кто принимает в этом участие. 

Машиноиспытательная станция ведет постоянный мониторинг сельскохозяйственной техники, сошедшей с заводских конвейеров. Результаты исследований — сигнал для заводов-изготовителей по улучшению качества. Сломаться деталь может и по вине механизатора, но в большинстве случаев ответственность все же на производителе.

— Современные тракторы и комбайны с широкозахватными прицепными агрегатами — гордость полей. Чтобы управлять ими, нужны знания. Высок ли риск для механизатора получить травму?

— В корне неправильное видение ситуации. Да, техника мощная, крупногабаритная, но она оснащена передовыми технологиями, которые облегчают работу механизатора, к слову, прошедшего специальное обучение, более того, гарантируют качество выполнения поставленной задачи. Правила техники безопасности должны соблюдать все без исключения: и те, кто работает в поле, и те, кто на фермах.

В прошлом году произошло 42 несчастных случая, в том числе 11 со смертельным исходом. Исходя из сложившейся практики, отмечу: зачастую правила охраны труда нарушают сами пострадавшие, которые не соблюдают требования безопасности на работе. Иногда это приводит к непоправимым последствиям. Однако нередки случаи, когда вина за травмирование или гибель работника лежит на работодателе.

Самыми травмоопасными профессиями по-прежнему остаются животноводы и трактористы-машинисты. Средний возраст потерпевших, погибших — 45—60 лет, многие имеют трудовой стаж свыше 20 лет. Печальная статистика. Делаем все возможное, чтобы минимизировать количество подобных случаев. Особое внимание уделяем профилактике нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, а также производственного травматизма.

Безопасность труда и здоровье работников — приоритеты системы управления охраной труда в любой организации. Жизнь и здоровье работников — превыше всего. 

— Хозяйства приступили к заготовке травяных кормов. Площадь кошения многолетних трав первого укоса превышает 1329 тысяч гектаров, а планируемый объем заготовки сенажа и силоса — 9 миллионов тонн. Как быстро планируете управиться?

— Весна была дождливой, холодной, поэтому вынуждены были сместить сроки заготовки кормов. Лишь это и послужило причиной отставания по темпам выполнения работ к уровню прошлого года.

В хозяйствах 4,5 тысячи косилок, в том числе 3,9 — с шириной захвата 3 метра и более. На поля выйдут свыше 3,1 тысячи кормоуборочных комбайнов. Техническая возможность парка техники при благоприятных погодных условиях позволяет справится с работой за 13 дней.

Потребность в горюче-смазочных материа­лах на заготовке кормов в мае и июне составляет 155,5 тысячи тонн дизельного топ­лива, 16,1 тысячи тонн бензина, 8,4 тысячи тонн моторных масел и смазок. Потребуется около 550 миллионов рублей. На данный момент запас топлива в сельхоз­организациях в среднем на 10 дней. К тому же предусмотрен запас и на базах снабжения концерна «Белнефтехим».

— Станислав Константинович, спасибо за детальный анализ ситуации.

bernikovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter