Начальник Гаврильчиц

— Артемыч, позвони врачу, пусть заглянет ко мне, послушает... Просьба Николая Летченю не так озадачила, как удивила. —Дорогой, тебе же, ветерану войны, телефон поставили, набери номер больницы и попроси. — Тебя лучше послушают, ты же — начальник Гаврильчиц, — ответил крестьянин. — По твоему требованию одному пенсию увеличили, другому — плату за электричество уменьшили...
Николаю Артемовичу оставалось только улыбнуться. Действительно, по его просьбе к малоподвижной Ксении Макоед приезжал главный врач Солигорской центральной больницы, после чего жена умершего фронтовика получила первую группу инвалидности и повышенную пенсию. Подсказал инвалиду Надежде Кот, что она имеет льготы при оплате электричества. Походатайствовал за больного Алексея Лобуся, и работники лесхоза прямо во двор ему привезли нарезанные дрова...
 Но в этом Николай Артемович ничего особого не видит.  Родился он среди этих простых тружеников 72 года назад. Они помогали выжить, когда фашисты замучили отца, оставив на руках матери Колю да восемь его сестер. Получив в техникуме диплом зоотехника, Николай Артемович вернулся в родные Гаврильчицы, затерявшиеся на окраине Солигорского района, где и проработал всю жизнь. На разных должностях. Но с неизменным чувством долга перед  сельчанами,  в первую очередь перед теми, кому повезло меньше: вернулся с фронта калекой, остался круглой сиротой... Старался поддержать словом, делом. И не удивительно, что пенсионера Летченю земляки нагрузили двумя «портфелями»: он руководит организацией ветеранов войны и труда и уже пять лет —  бессменный староста деревни.
Нужен сельский староста? В Гаврильчицах такой вопрос не стоит давно: нужен, и именно такой, как Николай Летченя. Это мнение не только рядовых сельчан.
— В Совете — пять деревень, и усмотреть все проблемы, решить их руководство сельсовета физически не в состоянии. А Николай Артемович хозяйским крестьянским  глазом все замечает, поправляет, — поясняет председатель Гаврильчицкого сельсовета Галина Бань. — К примеру, возле кладбища была настоящая свалка. Староста попросил помощи у руководителя местного сельхозкооператива, энтузиасты не только очистили территорию, но и завезли желтый песок: посыпайте дорожки, подсыпайте могилы. В Гаврильчицах 13 улиц, 700 дворов, и, к сожалению, не каждый хозяин готов наводить порядок у дома. Николай Артемович всех сельчан знает: одного припугнет, другого устыдит, третьему, который никак не хотел убирать остатки отцовского строения, просто пригнал бульдозер, вырыли котлован, захоронили мусор, и хозяину ничего не оставалось, как поблагодарить старосту, рассчитаться с механизатором. Так и поддерживается порядок в деревне.
Еще Николай Артемович — рьяный агитатор за развитие приусадебного хозяйства, продажу  государству излишков сельскохозяйственной продукции. Агитирует в первую очередь личным примером: держит птицу, свиней, корову, для которой иногда сам сено заготавливает. В прошлом году реализовал 2500 килограммов молока да двух телят. Можно было продать молодняк коммерсантам подороже, но ветеран передал их в телятник СПК, справедливо считая, что там они принесут больше пользы деревне. И теперь ежедневно по ведру сыродоя продает, получая в месяц 120—130 тысяч добавки к пенсии. В минувшем году  Гаврильчицкий  сельсовет по сборам молока от населения занял второе место в районе, за нынешний май от коровы реализовано по 246 килограммов, что на 43 килограмма больше  прошлогоднего.
 В памяти старосты — все заслуживающие уважения земляки. У кого-то юбилей или другое важное событие — ветеран напоминает руководству сельхозкооператива, сельсовета. Там возьмут подарок да  и принесут в дом сельчанина большую радость. Кое-кто обижается: сверстника  юбилей отметили, а мой — нет... Николай Артемович говорит прямо: кто с утра возле магазина с бутылками мельтешит, уважения не заслуживает, так что делай вывод.
Но думает Николай Артемович не только о живых земляках. Многие годы  на месте захоронения 18 мирных жителей, замученных гитлеровцами, не было памятника. Собрал с единомышленниками полмиллиона рублей, такую же сумму выделили власти. И на коллективной могиле появился солидный памятник с именами и фамилиями погибших. Теперь же староста с учителем-пенсионером Николаем Тонко подсчитывают необходимые средства, строят планы увековечения второго коллективного захоронения земляков.
А врача Михаилу Сечко Николай Артемович тогда вызвал. И следом за ним сам поторопился к ветерану: не нужна ли какая помощь, земляк?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter