Наблюдательны ли наблюдатели

Международные миссии, прибывшие в Беларусь следить за ходом президентских выборов, на наших глазах перестают быть наблюдательными, становясь все больше политическими силами. Хотя сами наблюдатели постоянно отмечают, что политическими оценками не занимаются.
— Мы хотели рассказать о плановой работе наших наблюдателей. Но последние критические заявления ОБСЕ, которые, мягко говоря, не отражают реального положения дел, заставляют нас их комментировать, — так начал конференцию координатор группы российских наблюдателей Сергей Величкин.
По его словам, все 39 российских экспертов, которые побывали в каждом пятом избирательном участке, сходятся в своих оценках: выборы соответствовали белорусскому законодательству и положениям документов Копенгагенского совещания по человеческому измерению. Голосование прошло в спокойной обстановке, при высокой активности населения, без запугивания электората, нарушений принципов тайного волеизъявления и попытки подтасовок.
Наблюдатель от Общественной палаты РФ Игорь Борисов сравнил действия миссии ОБСЕ с пожарными, которые “сами разжигают костер, а потом делают вид, что пытаются его погасить”.
Практические претензии российских наблюдателей родились следующим образом. Работая совместно с европейскими наблюдателями, россияне попросили их заполнить такие же анкеты, которые международные наблюдатели сдают в штаб-квартиру ОБСЕ.
— Дело в том, что БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека) не идет на открытое обсуждение, а после закрытого совещания выносит вердикт. Как он рождается — остается неизвестным, — посетовал Игорь Борисов. — Поэтому мы готовы поделиться той информацией, на основе которой БДИПЧ делало свои выводы.
Вот лишь некоторые из продемонстрированных показателей.
В период досрочного голосования (напомним, именно оно вызвало больше всего нареканий со стороны международных миссий) 98 процентов наблюдателей признали, что напряженность на участках отсутствует. 90 процентов наблюдателей оценили этап досрочного голосования на “хорошо” или “отлично” (только 2 процента сказали “плохо”). 97 процентов наблюдателей отметили, что в день выборов не было никакого руководства на участках посторонними лицами (3 процента затруднились ответить, но ни один наблюдатель не отметил, что сталкивался с подобным нарушением). Примерно такие же цифры и по другим позициям: опечатыванию ящиков, препятствованию наблюдению и т.д.
— Покажите мне ту методику, по которой из таких данных можно получить отрицательный результат? — недоумевал Сергей Величкин. — Мы надеемся, что итоговый доклад миссии окажется более сбалансированным и объективным.
— Применяемая Бюро методология нуждается в серьезной корректировке и реформах, поскольку оставляет слишком много места субъективизму и перекосу в оценках, — рассказал Игорь Борисов. — Я вообще сторонник того, чтобы на выборах не было такой разношерстной компании представителей. Мы все преследуем главную задачу — недопущение конфликтов, значит, надо действовать сообща.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter