Наблюдать — не значит вмешиваться

Несомненно, характеризуя особенности развития международной ситуации вокруг Беларуси, мы прежде всего должны отметить две тенденции: все возрастающий политический прессинг на действующую власть в республике и попытки наших внешнеполитических оппонентов выработать скоординированные жесткие подходы к так называемой «белорусской проблематике».

Несомненно, характеризуя особенности развития международной ситуации вокруг Беларуси, мы прежде всего должны отметить две тенденции: все возрастающий политический прессинг на действующую власть в республике и попытки наших внешнеполитических оппонентов выработать скоординированные жесткие подходы к так называемой «белорусской проблематике».

В основе всех этих усилий лежит стремление заранее создать негативный международный фон вокруг предстоящих президентских выборов в Беларуси. А он уже призван, с одной стороны, обеспечить предпосылки для заведомого непризнания «демократичности» и, следовательно, результатов избирательной кампании, с другой – служить оправданием для прямого либо косвенного финансирования предвыборных «проектов» внутренней оппозиции.

Еще в ноябре прошлого года, когда не была известна даже дата выборов, посол США в Беларуси Джордж Крол поспешил заявить, что «Соединенные Штаты не верят в честность предстоящих в Беларуси президентских выборов». Не захотел отставать в своей «озабоченности положением в Беларуси» и Евросоюз. Тогда же Совет ЕС на уровне министров иностранных дел призвал Минск «обеспечить свободные и справедливые выборы в соответствии с международными стандартами» и, в частности, гарантировать всем претендентам «равные права и возможности при регистрации в кандидаты».

В качестве одного из

важнейших каналов прямого внешнего воздействия на развитие предвыборной ситуации не только в Беларуси, но и на всем постсоветском пространстве Запад рассматривал и по-прежнему рассматривает институт международного наблюдения. Способность входящих в него господ манипулировать, как правило, невесть откуда полученными данными, стремление высказывать свое, зачастую явно предвзятое, «авторитетное» мнение нередко походило на явно спланированные провокации, приводившие к послевыборному смятению, а порой и взрыву в обществе. Показательно, что на уровне западных международных структур еще за восемь месяцев до крайнего срока президентских выборов четырежды прозвучали громкие заявления о намерении «добиваться от Минска своевременного приглашения международных наблюдателей от Евросоюза, Европарламента, Парламентской ассамблеи, НАТО» и, конечно же, ОБСЕ. Без этой структуры, которая фактически забросила все свои прочие дела, не обходятся сегодня ни одни выборы в Восточной Европе, Азии и даже Америке, не говоря уже о странах, возникших на развалинах СССР. Правда, именно в постсоветских республиках (за исключением тех, где прошли бананово-цветочные революции) господ из ОБСЕ ничего и не устраивает.

Но, как бы там ни было,

уже в январе Центризбирком Беларуси разослал приглашения приехать для наблюдения за президентскими выборами в республике не только в исполнительные органы СНГ, ЕвразЭС, ОДКБ, центральные избирательные комиссии прибалтийских соседей Литвы и Латвии, но и в БДИПЧ ОБСЕ. Как заметил по этому поводу представитель МИДа Беларуси Андрей Попов, «приглашение для наблюдения за предстоящими президентскими выборами ряда международных организаций и межпарламентских структур, включая БДИПЧ ОБСЕ, осуществлено в соответствии с принципом открытости, а также соответствующими положениями Копенгагенского документа ОБСЕ 1990 года».

Во время предыдущих (2001 года) президентских выборов в Беларуси ОБСЕ, сославшись на то, что приглашение было получено менее чем за месяц до начала выборов, ограничило свою миссию чисто «техническим» наблюдением, что не помешало ей высказать свое недовольство выбором белорусского народа.

В этот раз приглаше-

ние было получено практически за два месяца до выборов. Тем не менее глава рабочей группы по Беларуси ПА ОБСЕ Ута Цапф, побывавшая недавно с визитом в Минске, уже поспешила громогласно высказать свои претензии: «Что касается ситуации в Беларуси, то, как и в конце всех моих визитов, должна сказать, что она ухудшилась». Если в конце всех визитов ситуация в Беларуси ухудшается, то, может, не стоит ездить сюда, г-жа Цапф? И подумать о более подходящей работе, которая бы приносила хоть какую-то пользу европейскому сообществу?! Тем не менее Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ уже подготовило оценочный отчет о предвыборной кампании в нашей республике, и на днях более 30 долгосрочных наблюдателей из этой организации прибыли в Минск, чтобы «оценить все этапы избирательного процесса». По словам Уты Цапф, в середине марта в нашу республику «приедет еще 400 краткосрочных наблюдателей, которые будут оценивать ситуацию непосредственно перед голосованием и в день голосования». А сколько всего наблюдателей из Европы прибудет на выборы, Цапф сказать не смогла. По ее словам, приехать хотели бы многие депутаты и представители различных международных организаций.

Мы будем рады любым наблюдателям, если они отнесутся к порученному им делу ответственно и непредвзято. При этом они ни на миг не должны забывать, что 19 марта свой демократический выбор будет делать белорусский народ, и только он.

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter