Недавний аутсайдер намерен развивать прибыльную отрасль, не прибегая к санации. За счет чего?

«Наберем скорость и преодолеем барьер»

В РЕЙТИНГЕ районов столичной области по производству молока Мядельский, ранее несколько лет замыкавший сводку, пошел на подъем. Можно ли говорить об устойчивой положительной динамике в животноводстве, продукция которого сейчас занимает в структуре валовой 62,6 процента, из них 34,2 процента — молоко? Начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Мядельского райисполкома Владимир ВОЛОСЕВИЧ осторожен в прогнозах, но уверен, что задел уже создан:


— По всем направлениям достигнута серьезная прибавка — по свинине, птице, КРС. На 14,8 процента увеличили средний удой. Ставим задачу при 109,8 процента роста по молоку за прошлый год прирасти за нынешний еще на 10 процентов. Сумеем преодолеть барьер, как технологический, так и психологический, а потенциал мы имеем, — будем шаг за шагом продвигаться вперед и дальше.

Что объективно имеем уже теперь? Да, надои пока слабоваты — 10 килограммов в сутки недостаточно, но кормами обеспечены до пастбищного периода. Сейчас надо правильно ими распорядиться. На 470 голов больше покрыли коров и телок, а в будущем это и молоко, и мясо. Работают над технологическими параметрами при выращивании ремонтного молодняка, чтобы быстрее пополнять стадо здоровым и высокопродуктивным ядром.

— Владимир Васильевич, вы сказали о необходимости правильно распорядиться кормами. А в чем проблема: в качестве, в несбалансированности рационов, недисциплинированности работников?

— Нужны постоянный анализ и корректировка используемого рациона. Корма должны быть сбалансированы — по белку, энергии, микроэлементам. Это не просто слова, мы понимаем, что даже при такой невысокой продуктивности, как наша — 3,7 тонны молока от коровы, — без технологических моментов не поднимешь уровень производства. Задача специалистов райсельхозуправления — контролировать технологию. В какой степени это получается? Тот прирост, который даем, говорит, что лед тронулся — регламенты, по большому счету, соблюдаются. Да, есть просчеты, мы их видим, исправляем. Так, ужесточение дисциплины по выполнению технологических требований к содержанию, кормлению, ветеринарному обслуживанию позволило увеличить количество молока сорта «экстра».

В декабре ежедневно надаивали на 700 граммов больше, чем годом ранее. Для зимы это неплохой показатель. В целом за год добавили 378 килограммов. Сейчас плюсуем каждые сутки  больше 1,5 килограмма.  Практически все хозяйства идут с плюсом в стойловый период — прибавили в производстве, но хочется больше, потому что надо поправлять экономику.

— Предусмотренный механизм санации поможет оздоровить экономический организм, будете ли применять такие меры для своих хозяйств?

— Нет, намерены действовать самостоятельно. Все сельхозорганизации разработали бизнес-планы. Анализируя свою деятельность, видим, что надо наращивать объемы, но не вразрез с себестоимостью, а  сокращать затраты. Меняем подходы в кормопроизводстве. В прошлом году в расчете на условную голову заготовили на 4,4 центнера кормовых единиц больше травяных кормов. Насколько позволили финансы, обновили многолетние травы и пастбища. Практика молочного скотоводства показывает, что для ферм до 400 коров с привязным содержанием единственно правильное решение — прифермские интенсивные пастбища.

К тому же не факт, что санация приведет к положительному результату. Есть и ряд других факторов, влияющих на итог. Ведь иному сколько ни дай, все впустую. Не каждый руководитель, даже при предоставлении больших преференций, отсрочки по кредитам и так далее, сможет выбраться из долговой ямы.

— Но на это есть и объективные причины, ведь цены на потребляемые сельским хозяйством ресурсы и услуги растут быстрее, чем на продаваемую сельхозпродукцию. Наш агросектор, по мнению экспертов, должен быть более защищен государством. Это должна быть защищенная система со стабильными условиями для производства, функционирования предприятий, продаж продукции и получения прибыли.

— Все так, но паритет цен — это одно, а первое, на что мы должны обращать внимание, — уровень хозяйствования. Это объемы, через объемы и снижение издержек, уменьшение себестоимости. Кто сегодня производит больше продукции в районе, тот вовремя выплачивает зарплату, 500—700 рублей в среднем, может развиваться, хотя и не так, как нам хотелось бы. Да, есть долги, но они постепенно погашаются.

Это и оптимизация численности работающих в сельском хозяйстве. Мы пришли к тому, что сегодня надо серьезно думать о трудозатратах. В свое время у нас постоянно не хватало рабочих рук, а с приходом новых технологий, мощных тракторов, механизации ручного труда на проблему смотрим с другой стороны: как разумно загрузить работой каждого и через это поднять зарплату, дисциплину. Как в любой сфере, не только в сельском хозяйстве, недостаточная занятость трудовых ресурсов снижает качество. Когда люди увидят, что и в сельском хозяйстве можно заработать, то, поверьте, кадры придут в АПК. Когда на одно рабочее место будет несколько претендентов, а за спиной работника будут стоять, условно говоря, два человека, готовых его заменить, то он задумается над тем, как надо производительно работать.

— На Мядельщине хватает рабочих рук и специалистов?

— Не хватает высококвалифицированных работников и специалистов. Требования к их подготовке будут и впредь возрастать. Наверное, когда-нибудь доярки на каждой ферме переместятся в доильные залы, а тракторист будет управлять процессом при помощи джойстика, и не надо будет столько работников.

Когда я начинал председателем колхоза, нагрузка на доярку составляла 25 коров, сегодня два-три оператора могут подоить 600 коров. С приходом новой техники и технологий на селе будут высвобождаться рабочие руки. Не надо бояться оттока, необходимо думать о повышении квалификации кадров, производительности труда, престижности профессий агронома, зоотехника, ветврача.

— Насколько можно рассчитывать на свежие знания молодых при развитии животноводческой отрасли?

— Процентов 70 молодых специалистов остаются в районе, но уровень подготовки их, не хочу обидеть учебные заведения, недостаточный. Приходит в реальную жизнь молодой человек, потративший 4—5 лет на учебу, и из него снова надо что-то «лепить». Ему не хватает практики, он не приспособлен для работы в таких экономических условиях, как у нас сейчас. Но родители по-прежнему тратят большие деньги, желая, чтобы их ребенок получил диплом о высшем образовании, который после никому не нужен. В результате в обществе появилась непонятная прослойка неприспособленных к жизни, но чрезвычайно амбициозных людей, которым хочется иметь все и сразу. Разговариваешь с ними и выясняешь, что пошли учиться в агровуз только потому, что не поступили на другие специальности. Разве такие сделают революцию на селе? Но мы их учим, тех, у кого есть предрасположенность к профессии и любовь к земле, из них толк будет.

— В район пришел очень серьезный инвестор — концерн «Детскосельский», один из самых быстрорастущих производителей молока в России, у которого два десятка предприятий в Ленинградской и Воронежской областях, а также несколько в Беларуси. Много ли вкладывают россияне в мядельское хозяйство?

— К денежным вливаниям концерн относится очень взвешенно, и это разумно. Ведь первым делом хозяин должен осознать, куда вкладывать деньги, чтобы получить отдачу. А производство молока — это длинный бизнес. Год они присматривались. Руководитель «Детскосельского» Юрий Брагинец, с которым я недавно встречался, уже намерен вложиться в технику и племенной скот.

— Какие инвестиции, без чего невозможно представить развитие, направят в животноводство другие хозяйства?

— Ввели в строй три новые фермы в 2015-м, на этот год запланированы еще четыре, одна из них с доильным залом, две привязанные к доильным залам.

Нужна кормоуборочная техника. К сожалению, экономическая ситуация не позволяет взять ее в лизинг или купить. Поэтому надо содержать «в тонусе» все, что имеем. И рассчитывать только на собственные силы.

klimovich@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter