На земле приживается все, кроме фейков

В минувшее воскресенье ехал из витебской деревни, где славно, как всегда, потрудился...

Пока утром косил росную травку, метрах в пятистах от дома надрывно гудел трактор, поблескивая на восходящем над полем солнце зеркальными плугами. По асфальтовой дороге через агрогородок трактор вез доярок на утреннюю (или уже обратно) дойку, где-то близко, за околицей, грохотал пресс-подборщик, выбрасывая очередной красиво упакованный рулон соломы. А ближе к реке, где желтели принадлежащие сельчанам полоски с ячменем и овсом, заходил на короткий круг комбайн, выделенный хозяйством.

Когда же воскресным вечером взял курс на столицу, уже на трассе пришлось резко притормозить: навстречу в сопровождении машины ГАИ двигалась колонна комбайнов с прицепленными жатками. Впечатляющая, скажу вам, картина, какая-то очень позитивная и мирная! Надо полагать, уборочную технику перебрасывали на помощь другим хозяйствам или районам. Опять же, насколько спрессовано время в нашей отрасли экономики, как тесно и оперативно согласовываются действия на завершающей стадии страды. Все на своих местах: управленцы, хлеборобы, милиция, дорожные службы — и все заняты нужным делом.

Пришла в голову шальная мысль: «А возьми останови эту колонну, спроси у спешащих на хлебные поля комбайнеров, что они думают по поводу шумных городских шествий и сборищ…» В лучшем случае получишь недоумевающий ответ: мол, мил человек, отстань и не мешай работать — кто за нас хлеб будет убирать? В худшем — могут и послать подальше…

К чему эти параллели и версии? Думаю, понятно: деревня, в широком смысле слова, в эти нелегкие послевыборные дни живет абсолютно другими критериями и планами. Ей и в самом деле невдомек, как в такие важные августовские дни можно заниматься чем-либо другим, кроме извечной крестьянской заботы — убирать выращенный урожай, готовить землю под будущий, управляться с другими неотложными задачами, коих не перечесть. Только успевай! Она, деревня, что — только о себе беспокоится, одну себя старается не оставить без хлеба насущного? Или, может, сельчане родились на другой планете и они не такие белорусы, как остальные, потому что денно и нощно пекутся о «какой-то» неподвластной Всемирной паутине продовольственной безопасности?

Нет и еще раз нет. Как раз наоборот, по деревне принято измерять градус общественного самочувствия. По крайней мере, у многих, и у меня в том числе. То есть если уж в провинции что-то из территориальной или даже государственной жизни поставят под сомнение… Но там все по-честному, все по совести, глаза в глаза — с соседом, бригадиром, районным начальником. С министром и Президентом! И если кто-то из них сельчанину пообещал насущные перемены, то никогда и ни при каких обстоятельствах не обманет. Как же — слово прилюдное дал, тут подвести, забыть, соврать — себя, свои же истоки и корни не уважать. На Белой Руси за такое не то что далеко послать, а и здороваться могут перестать, что приравнивается к высшей мере человеческого неуважения.

Позицию деревни ни в коей мере со счетов сбрасывать нельзя. Более того, по ней лучше сверять свои поступки — хоть частные, хоть державные. На каком-то малоизвестном и, ясное дело, оторванном от жизни интернет-ресурсе уже договорились до того, что вот, мол, и деревни потянулись за городом, в смысле, на улицы вышли. Типун вам на язык за такой фейк! Вранье чистейшей воды, или я плохо знаю деревню! Тут бы, как говорится, наоборот, городским согражданам оглянуться на провинциальную законопослушность да взять с этого пример. Яйцо ж курицу не учит…

А по части фейков (а на более понятном моим читателям языке — вранья) в интернет-пространстве и вовсе на селе климат неподходящий. В противном случае, если бы эта вселенская перепалка и брехня приживалась на земле-кормилице, выжженная пустыня обосновалась бы в уютной и плодородной белорусской провинции. Уж где-где, а здесь строго стараются блюсти гигиену на употребление информации, чтобы не попасться на всякие разводы и не захворать беспамятством и беспринципностью. Экологический коллапс в душе неизменно перекочевал бы на предмет труда и забот сельчан. И ни один аист не поселился бы (как сейчас — почти через дом) среди людей, а чистые белые росы окрасились бы в иной цвет.

В деревне, как известно, все растет, в хорошую землю даже палку воткни и водой полей — выбросит лист. А вот фейки, неправда то бишь, никогда не приживутся. Или все же кое-где прорастут? Дай, думаю, проверю. Тем более по дороге.

Заехал к другу-фермеру из Шарковщины. И повод более чем основательный: у него день рождения. Вроде и не до деловых разговоров, надо садиться за стол. Да где там! Хлебосольные церемонии мой друг перенес на более поздние сроки: некогда праздновать. Что так? Может, по политической, не приведи Господь, части занят или по религиозной? Нет. Как и ожидал, все гораздо прозаичнее и вполне по-земному. Сроки сева озимого рапса почти уходят, а еще площадей осталось прилично. Сын на тракторе, сам за рулем ГАЗ-53 от рассвета до заката семь дней в неделю. А тут «газон» в рейсе сломался, тормозит процесс!

Что, спрашиваю, еще беспокоит? Есть повод на кого-то обижаться?

Еще какой повод есть, говорит. Главный! Ну, думаю, и ты, Брут, туда же — в «большую политику»… «У брата-фермера в соседнем районе, — жалуется мне на проблему номер один свободный фермер, — дождь роскошный прошел. А у меня пылюга забивает все вокруг и ни капли, а ведь от рапса основной доход. Вот бы и мне сейчас дождика!..»

Да, сочувствую, это действительно напасть, которая достойна сопереживания человеку-хозяину, из-за нее он на многое готов. Но она если не вечна, то преодолима. И с помощью Всевышнего, и посредством неустанного труда на земле, строгого соблюдения технологий, простой крестьянской прилежности. Помнится, этот же друг мне раньше часто напоминал батькову науку: «На земле, сын, никогда не пропадешь. Сильно богатым не станешь, но и с протянутой рукой по людям не пойдешь. Держись ее, родимой!»

Так что — в земле правда? Именно так.

mikhovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter