Почему наши предки на Троицу окрашивали куриные яйца в зеленый цвет?

На Зеленец — весны конец

Название первого летнего месяца «чэрвеня» происходит от общеславянского слова «червонный», что означает «красивый» и «цветущий». Начинается буйство трав в полях. Наши предки сравнивали поле с самой жизнью, говорили: «На вяку, як на доўгiм полi, зелля якога хочаш…» Идет бурный рост хлебов и «красаванне жыта». Уже можно посмотреть на результат посевных работ и по молодым росткам в поле и огороде «меркаваць» про будущий урожай.


1 июня — день Ивана‑хлебороста, Ивана Долгого. Начинает колоситься хлеб. Наши предки поэтично говорили об этом явлении: «колас выплывае». Продолжает увеличиваться световой день. Поэтому 1 июня называли долгим. Примечали: если в течение двух первых дней месяца будут идти дожди, то потом установится солнечная и ясная погода.

3 июня — День Елены, День льна. В народе Елена (Алена) считалась покровительницей одного из самых почитаемых растений — льна, который «дзетак адзявае». Ко льну у наших предков было особое отношение. Перед севом обязательно облачались в белое, чтобы лен вырос чистым, без «пустазелля». В корзинку с семенами клали отварные куриные яйца и при этом подбрасывали их вверх, чтобы лен, уже как холст, был белым, как яйцо, высоким, с крупными головками, такими же, «як яйка». Примечали: если ростки хорошо пьют поливку, то весь сенокос будет сухой, а если не вбирают, то дождей не избежать. Ненастный день на Алену прогнозирует ветреную и дождливую осень.

4 июня — Василиск. Соловьиная пора. Говорили: «Ад Васiлiска да салаўя блiзка». 

5 июня в Беларуси с благодарностью вспоминают и чтят Евфросинию Полоцкую. С давних пор верующие шли в Полоцк, чтобы поклониться преподобной. 

6 июня — Духовая, Зеленая суббота. В белорусском народном календаре этот день значился, как «Сёмушныя Дзяды». В некоторых регионах они приравнивались к Радунице. В это время ходили проведывать могилы близких. Накануне Троицы по традиции окрашивали «яйкi», но уже не в красный, как на Пасху, а в зеленый цвет. Использовали для этого отвар из молодой зелени в знак торжества «зелянiны» в природе и поклонения ей.

Могилы предков заметали вениками из ветвей березы, «каб памерлым там было задавальненне, як ад лазнi». В окнах хат часто вывешивали рушники, чтобы души умерших могли узнать «жытло сваiх родных i не блудзiлi». Там, где не было традиции навещать могилы, ограничивались поминальной традиционной «вячэрай». Было принято украшать дома растительностью, завивать на березах венки. 

7 июня — Троица. Этот праздник в народе называют «Зялёнымi святкамi» или «Сёмухай». Отмечается через семь недель после «Вялiкадня» и завершает весенний цикл. Не зря говорили: «Зелянец — вясны канец». С давних времен в этот день наши предки украшали дома молодыми ветками березы или клена, цветами и травами, а пол в хатах посыпали нарезанными листьями аира. Как правило, в субботу собранные в лугах цветы и травы приносили в церковь для освящения и потом сохраняли целый год для окуривания хат и «свойскай жывёлкi». Считалось, что эти «духмяныя букеты» обладают способностью отгонять «навальнiцу», бурю и град. 

На Троицу проводили обычай «кумлення». Девушки заключали между собой своеобразные союзы дружбы, которые могли сравниться с родством по крови, обменивались «стужкамi», «пацеркамi» или еще какой‑нибудь «драбязой» и при этом давали друг другу обещания сохранять добрые отношения на целый год.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter