На зебру … бегом марш

Почему, чтобы успеть на другую сторону дороги, пока горит зеленый, пешеходам приходится бежать?

Почему, чтобы успеть на другую сторону дороги, пока горит зеленый, пешеходам приходится бежать?

Партизанский проспект в Минске. Троллейбусная остановка «Кинотеатр «Ракета». У пешеходного перехода остановилась бабушка с сумочкой и пакетом. Насторожилась, приготовилась. Зеленый свет — на старт! Старушка почти бегом ринулась через дорогу и с последним подмигиванием «зеленого человечка» вскочила на тротуар. Если бы она шла привычным шагом, очевидно — не успела бы. Единичный ли это случай, всегда ли пешеходам, среди которых немало пожилых людей, инвалидов, детей, хватает времени перейти дорогу, пока горит зеленый? Задавшись этим вопросом, мы отправились на поиски «трудных» светофоров в столице.

Пересечение улицы Филимонова и проспекта Независимости. Московский автовокзал, «Александров пассаж», остановки автобусов многих маршрутов — все в районе одного перекрестка. Удобно, только светофоры подвели. Когда пешеходы выстраиваются у зебры в несколько рядов, перейти дорогу успевают только передние, остальные идут на красный.

— Существует так называемый переходной интервал — время между окончанием зеленого сигнала для пешеходов и его началом для транспорта. Он позволяет безопасно закончить переход людям, уже вышедшим на проезжую часть. При этом ПДД запрещают пешеходу выходить на мигающий зеленый, — поясняет инженер отдела технических средств и систем УГАИ ГУВД Мингорисполкома Павел Игнатович.

Район универмага «Беларусь». С пакетами и свертками люди направляются к остановкам. Переходим улицу Плеханова вместе с ними. И не успеваем! Двадцати секунд маловато для такой длинной дистанции. Теперь ясно, почему смекалистые «встречные» заранее преодолевают ее часть — трамвайные пути.

Зато дальше нас ждал «сюрприз». Зеленый свет на Васнецова — улочке шириной в несколько шагов — горит целую минуту. Интересно, по каким параметрам рассчитывается время, отводимое на переход?

— Длительность горения сигнала пешеходных светофоров определяется в соответствии со средней скоростью движения пешеходов, — поясняет Павел Игнатович. — Согласно ГОСТ СТБ 1300  она равна 1,3—1,4 м/с. Параметры перехода определяются на каждом конкретном пересечении с учетом условий движения.

В привычных единицах измерения средняя скорость пешехода по ГОСТу — около 5 км/ч. Мы провели простой эксперимент: измерили длину обычного для нас шага, засекли, сколько времени понадобится на 50 шагов, если идти с нагрузкой — например, с сумкой. Шли не торопясь, но и не плелись. В результате получили скорость 4 км/ч. А, к примеру, человек с больными суставами или тяжелой ношей будет передвигаться еще медленнее.

Улица Долгобродская. Два параллельных перехода к 9-й детской поликлинике, бассейну, трамвайной и автобусной остановкам, тракторному заводу. Учитывая интервал, времени для «среднестатистического» пешехода достаточно. Но ведь именно по этому маршруту водят детей к врачу. Молодая мама Анна жалуется, что времени на переход обычно не хватает.

Здесь же познакомились с пенсионеркой Галиной Антоновной: «Я нормально хожу, но на некоторых дорогах еле успеваю. Люди с палочкой, например, действительно не успевают перейти». В ее словах мы убедились тут же: Галина Антоновна хоть и шла скорым шагом, но противоположной стороны достигла с последней секундой зеленого сигнала.

Кстати, на улице Долгобродской мы впервые за наш поход услышали писк устройства для незрячих на светофоре. Любопытно, этих приспособлений так немного в городе или мы просто на них не наткнулись?

— Таких в Минске порядка 40. ГАИ сотрудничает с общественным объединением «Белорусское товарищество инвалидов по зрению». Вместе мы определяем перечень пешеходных переходов, где необходимо установить звуковые устройства. Современное звуковое оборудование издает характерный стук, а не раздражающий писк, как это было раньше. Планомерно заменяем старые звуковые устройства, — вводит в курс дела Павел Игнатович.

Улица Янки Купалы. На одной стороне 2-я городская клиническая больница, выставочный комплекс БелЭКСПО, на другой — Национальный академический Большой театр оперы и балета, рядом — Троицкое предместье. Из больницы выходит мужчина. Прихрамывая, идет через дорогу. На светофоре уже красный, идти еще полпути, островок есть, но нарисованный. Мужчина виновато смотрит на автомобилистов: что поделаешь, здоровье не позволяет идти быстрее. С вопросом, учитываются ли интересы пожилых людей, инвалидов, детей при расчете режима работы светофоров, мы вновь обратились к Павлу Игнатовичу.

— В тех местах, где осуществляется частое движение этой категории граждан, режимы работы светофоров пересматриваются и согласовываются у нас в ГАИ. Мы выезжаем на место, измеряем интенсивность потоков, как транспортных, так и пешеходных, и принимаем необходимые меры, — рассказал Павел Игнатович.

Заодно поинтересовались и островками безопасности.

— Они должны быть конструктивно выделены и оборудованы защитными элементами. Допускается их обозначение в виде горизонтальной разметки, но это временный вариант. Пешеход не должен оставаться на середине проезжей части, если нет приподнятого островка. Они должны устанавливаться на наземных пешеходных переходах со светофорным регулированием при ширине проезжей части более 21 метра либо числе полос более пяти.

Конечно, мы не проверяли каждую зебру со светофором. Наши «точки» были выбраны наугад. Но, скорее всего, каждый сможет вспомнить какой-нибудь «проблемный» переход. Может, мы стали медленнее ходить? Может, ГОСТы уже не соответствуют нынешней ситуации? Во всяком случае, режим работы светофоров в районе медицинских учреждений, детских садов и школ, рынков, вокзалов стоило бы пересмотреть в пользу пешеходов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter