Таможенные процедуры станут бесконтактными

На защите интересов страны

Будущее ГТК — за бесконтактным режимом оформления
Сегодня люди в погонах, причастные к таможенной службе, отмечают профессиональный праздник — День таможенника. А еще в этом году на эту дату приходится 25-летие со дня образования таможенных органов в республике. Корреспонденты «Р» отправились на белорусско-польский участок границы, чтобы лично разобраться в нюансах непростой службы. А в Минске поговорили с начальником Минской региональной таможни и узнали, когда контрольные процедуры станут полностью бесконтактными, каким будет Таможенный кодекс ЕАЭС и почему белорусы стали меньше получать посылок. 

Таможня в «облаке» технологий


Наша беседа с начальником Минской региональной таможни Александром Валиевым (на снимке) проходила за чашкой зеленого чая неспешно и непринужденно. Хотя вписать в свой рабочий график встречу с журналистом ему оказалось не так уж и просто. Более того, начать свой день с просмотра свежих газет для начальника большая роскошь. Рабочие командировки, многочисленные вопросы, которые приходится решать ежечасно — все это превращает восьмичасовой рабочий день в ненормированный. Тем не менее за 40 минут мы постарались обсудить различные темы: от почтовых отправлений до Таможенного кодекса ЕАЭС.


— Александр Анатольевич, вы на этой должности уже полгода. Когда приходит новый руководитель, он ставит новые задачи. Каким вы видите дальнейшее развитие Минской региональной таможни (МРТ) в контексте интересов простого человека в частности и экономики страны в целом? 

— Действительно, определенные изменения уже произошли. Сейчас основная задача — сделать работу органов таможенных служб максимально бесконтактной, сократить сроки осуществления процедур и таким образом повысить качество таможенного администрирования. Надеемся, что получится реализовать концепцию незаметного для конкретного человека или организации таможенного контроля: когда наши функции будут осуществляться так, что импортеры и экспортеры не ощутят этого. Говоря проще, товары должны двигаться максимально ускоренно, а для бизнеса наша работа не должна быть чувствительной и обременительной.

— Когда мы говорим о новых технологиях в работе таможни, то прежде всего понимаем под этим электронное декларирование?

— Да, в том числе. Эта технология внедрена повсеместно. Она позволяет вести контроль без непосредственного присутствия представителя той или иной фирмы или компании в пункте таможенного оформления. Сегодня 95 процентов таможенных деклараций подаются в электронном виде. Помимо этого, мы внедряем информационные технологии, которые позволяют вести учет уплаты таможенных платежей, оформлять процедуры, связанные с транзитом. Все это сегодня можно делать без лишних бумаг. В перспективе хотелось бы перевести работу с документами полностью в электронный формат. Я надеюсь, что у нас в скором времени получится осуществлять удаленный контроль, который не потребует обязательного присутствия таможенного инспектора в месте, где находятся товары. 


— Хорошо, про бизнес понятно: ему такие нововведения будут только на руку. А с чем сегодня в МРТ обращаются простые граждане, что беспокоит людей? 

— С людьми общаемся много и часто. Среди вызывающих наибольший интерес тем и актуальных вопросов — перемещение международных почтовых отправлений (МПО), классификация товаров, применение ставок таможенных пошлин. На самые актуальные темы открываем «горячие линии». Если говорить о самых злободневных вопросах, которые волнуют простых людей, это будет, повторюсь, перемещение товаров почтой. Почему? Потому что нередко граждане сначала получают товар, а лишь потом уже начинают изучать законодательство. 

— Это неудивительно. Количество МПО, которые получали белорусы, в последние годы приближалось к 10 миллионам. А с 14 апреля беспошлинный лимит на почтовые отправления сократился до 22 евро, на ввоз товаров чаще одного раза в три месяца — до 300 евро. К чему это привело? Ведь поводом для ужесточения мер послужили многочисленные факты получения целых партий товаров, предназначавшихся для последующей продажи здесь. Таких случаев стало меньше?

— Однозначно. Поток импортируемых МПО снизился. Более того, стала дешевле и их средняя стоимость — люди стараются вписываться в лимит. Сегодня эффект снижения лимита до 22 евро очевиден: пользователи заказывают только те товары, которые нужны им для личного пользования. Правда, по-прежнему через МПО пытаются пересылать историко-культурные ценности: иконы, старинные монеты. Иногда находим наркотические вещества, деньги, предметы, которые можно отнести к оружию, в общем, все то, что к пересылке запрещено. Причем, обращаю внимание, подобная контрабанда выявляется и в посылках, и при пересечении через границу на личном или общественном транспорте. Я не думаю, что когда-нибудь люди перестанут пытаться провезти что-то незаконно, такие факты останутся.

Инспектор ПТО «Минская почта» проверяет посылки на сканере
Фото из архива МРТ

— Александр Анатольевич, довольно болезненным вопросом для простых граждан стало в свое время введение утилизационного сбора на ввозимые в страну автомобили…

— Я понимаю, на что вы намекаете (улыбается. — Прим. автора.). Дело в том, что введение утилизационного сбора — это инициатива не таможенных служб и вопрос не таможенного законодательства. На нас лишь возложена функция взимания этого сбора. 

— Не могу не спросить вас о Таможенном кодексе ЕАЭС. Мы с коллегами пытались ознакомиться с документом, он довольно сложный для восприятия простого обывателя. Может, вы в доступной форме расскажете нашим читателям о самых интересных моментах, которые в нем прописаны? 

— Смотрите: это во многих отношениях передовой и комплексный документ. Несмотря на то что его обсуждение во всех странах союза шло медленно и зачастую проблемно, сторонам удалось прийти к определенному единству: при разработке учитывалось, что у ЕАЭС имеются огромные перспективы взаимодействия со многими странами мира. При разработке проекта Кодекса постарались учесть положения Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли, которые более чем на 90 процентов затрагивают таможенные вопросы. Помимо этого, проектом предусмотрено применение электронного декларирования (письменное останется только в исключительных случаях) и, по умолчанию, существенное сокращение сроков выпуска товаров. Предложен принципиально новый подход к институту уполномоченного экономического оператора. Все эти новшества позволят сократить срок проведения таможенных формальностей по сравнению с действующим законодательством. При этом для лиц, которые готовы добросовестно соблюдать таможенные правила, вести прозрачную систему учета коммерческих операций, будут предусмотрены различные специальные таможенные упрощения. 

Фото Владимира ШЛАПАКА

— Спасибо за разъяснения. Задам еще один вопрос, который сегодня у многих на слуху, — о трудоустройстве. Как попасть на работу в таможенные органы? Есть ли у вас какие-то ограничения?

— Отбор у нас довольно строгий, проходит на конкурсной основе. Обязательное требование — высшее образование, предпочтение отдаем тем, кто закончил профильные факультеты. Помимо этого, выпускник должен иметь хорошую успеваемость, крепкое здоровье и пройти психологический тест, иногда даже с применением полиграфа. Что касается специфических запретов, то служащим в таможенных органах нельзя заниматься предпринимательской деятельностью, иногда может быть частично ограничено общение с подконтрольными лицами, выезд за границу — только с письменного разрешения руководства. А вот привилегий у таможенников практически нет. Если же говорить о личностных качествах, то здесь место для людей честных и порядочных. 

— Спасибо вам за беседу. Позвольте поздравить вас с профессиональным праздником и пожелать успехов в работе!

— Спасибо большое! Пользуясь случаем, мне бы хотелось пожелать своему коллективу и коллегам по всей стране здоровья, благополучия, счастья! А еще постоянно развиваться в профессиональном плане, чтобы было больше поводов для гордости.

СПРАВКА

По итогам работы за первое полугодие Минская региональная таможня  (МРТ) заняла первое место среди всех белорусских таможен. Всего за январь—июнь 2016 года МРТ перечислено в бюджет Республики Беларусь около 18 трлн неденоминированных рублей (за аналогичный период 2015 года — 13 трлн рублей). Сотрудниками таможни в первом полугодии нынешнего года пресечено 17 случаев незаконного ввоза наркотических средств и психотропных веществ, что на 70 процентов больше, чем за аналогичный период минувшего года. Из незаконного оборота изъято более 3,35 килограмма запрещенных веществ.

КСТАТИ

На прошлой неделе в Минске прошло 64-е заседание Совета руководителей таможенных служб государств — участников СНГ, после которого председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Юрий Сенько рассказал о том, как сейчас проходит доработка проекта Таможенного кодекса ЕАЭС:

— Идет завершение доработки некоторых несогласованных позиций проекта Таможенного кодекса ЕАЭС. Их осталось мало, и они имеют технический характер. Эксперты сейчас над этими вопросами работают. Думаю, что в те сроки, которые поставили нам премьер-министры наших стран, процедура согласования всех нюансов будет завершена и нормативный акт, который очень нужен всем странам нашего союза, выйдет в свет. Прежде чем нормы лягут в новый закон, их надо апробировать, посмотреть, насколько они будут работоспособны и эффективны для экономик всех стран ЕАЭС. Много тех новелл, которые мы отработали в Беларуси в пограничных пунктах пропуска, во внутренних пунктах пропуска, нашли отражение в новом Таможенном кодексе. Очень приятно, что наши специалисты приложили руку к тому, чтобы документ был работоспособным и эффективным.

Напомним,  общественное обсуждение проекта Таможенного кодекса ЕАЭС закончилось в Беларуси 7 сентября. Работа по Таможенному кодексу Евразийского экономического союза должна завершиться осенью. Проект международного документа будет отражать принципиальные требования к организации внешнеэкономической деятельности на территории пяти стран.

Беседовала Полина КОНОГА

konoga@sb.by

Элементарно — «Ватсон» 


К 25-летию белорусской таможни журналистам не просто дали сухие цифры отчетов. А предложили самим один день поработать в республиканском пункте таможенного оформления «Брузги» на белорусско-польском участке границы. Как не пропустить в страну наркотики, контрабанду и вычислить тех, кто пытается уйти от уплаты таможенных платежей? В охране таможенных рубежей поучаствовала журналист «Р». 

Главный инспектор Вадим КАСПЕРЧИК проводит мастер-класс.

Утро понедельника, 12 сентября, в пункте пропуска «Брузги» выдалось спокойным. Выходные прошли — стали меньше и очереди. К концу недели число желающих выехать в гости и за покупками заметно увеличится.

— За прошедшие сутки (воскресенье, 11 сентября) по всей стране границу пересекли более 70,5 тысячи физических лиц, более 14 тысяч легковых автомобилей, почти 6 тысяч грузовиков, 103 самолета и 186 железнодорожных составов, — озвучивает журналистам последние данные Юрий Сенько, председатель Государственного таможенного комитета. — За неделю выявлено 556 правонарушений, возбуждено 15 уголовных дел. Только через пункты пропуска Гродненской региональной таможни прошло более 15 тысяч человек, оформлено 2.140 единиц грузового транспорта, легкового — почти 4,8 тысячи и 149 автобусов. 

Да, цифры впечатляют. А ведь за каждой цифрой скрыта пусть маленькая, но история. Иногда не слишком позитивная. В каждой машине, грузовике или микроавтобусе — люди. Кто-то ездил с семьей в гости к родственникам, живущим в Польше, кто-то прикупил обновки в польских гипермаркетах. Большинство из них — законопослушные граждане, которым нечего прятать. На их оформление у опытного таможенника уходит от силы минут пять. Но есть и другие. Те, кто не хочет полностью вносить таможенные платежи. Они идут на различные ухищрения, чтобы скрыть товар, обязательный для декларирования. Однако уловки и возможные тайники хорошо известны опытным инспекторам. Да и техника у них на вооружении самая современная и эффективная. 

Главный инспектор Павел Шахов приглашает оценить работу не на словах, а на деле. Для имитации задержания «нечистых на руку» граждан выбран серебристый «Фольксваген». Идем в бокс углубленного досмотра. Кроме водителя, в салоне еще двое молодых людей. Возвращаются из Польши домой с горой покупок. В багажнике — бытовая техника, электроника, несколько больших упаковок стирального порошка. Одна из упаковок с химией отреагировала на «металлодетектор». Поэтому молодых людей и пригласили на более тщательный досмотр. Взвешивание стирального порошка также показало расхождение в весе, заявленном на упаковке. Вскрываем пачку. Запустив руку в белые гранулы, инспектор, как фокусник, одну за одной извлекает небольшие коробочки. Это мобильные телефоны. Другой инспектор с помощью специального зеркала исследует днище автомобиля, а затем берет небольшой прибор с интригующим названием «Ватсон». Одно из колес показывает «неправильную» цифру — 240 вместо 40. Снимаем колесо.

Главный инспектор-кинолог Павел КОЛЕСНИКОВ со служебной собакой Сантой

— Колесо сейчас мы вместе просмотрим на аппарате LineScan 231, — комментирует свои действия Павел Шахов. — Вот обратите внимание на синие вкрапления на оранжевом фоне. Их здесь быть не должно. Придется заглянуть внутрь.

Движения таможенников быстрые и четкие. В колесе вскоре обнаруживается около десяти детских джинсовых штанишек. Главный инспектор таможенных расследований Гродненской региональной таможни Артур Лешик рассказал о том, какое наказание ждет молодых людей:

— Скрытые товары являются предметами административного таможенного правонарушения. В данном случае мы имеем дело с ч. 2 статьи 14.2. Начинаем процесс изъятия этих вещей с фотофиксацией. Конфискуется также и транспортное средство как орудие совершения правонарушения. Составляется административный протокол. Затем материалы дела мы направим в суд. Молодые люди получат штраф до 30 базовых величин с конфискацией товара и автомобиля. Недавно задержали «Мерседес» С-класса, упакованный айфонами. На месте подушки безопасности был сделан тайник. Скрыть дорогостоящий товар не удалось. 

Начальник пункта пропуска «Брузги» Сергей Алещенко показывает старые фото, которые наглядно демонстрируют, как все здесь изменилось. Созданы комфортные условия для самих работников таможни и граждан, пересекающих границу. Представлен полный комплекс услуг — таможенное и пограничное оформление, банковские и страховые услуги, фито- и санитарный контроль, магазины беспошлинной торговли и многое другое. 

— Работа по развитию и модернизации продолжается, — вводит в курс дел Сергей Алещенко. — Реконструкция пункта пропуска «Брузги» на белорусско-польской границе позволит в разы увеличить пропускную способность и возобновить пешеходное движение. Самые большие изменения ожидают «узкое горлышко» дороги на въезде в пункт пропуска с белорусской стороны. Пока здесь всего по две полосы движения в каждом из направлений, в скором времени их число увеличится до четырех в обе стороны. Строится логистический центр. На территории центра предусмотрены гостиница, кафе, склад площадью более 14 тысяч квадратных метров. Его отличие от других состоит в том, что он располагается в непосредственной близости к границе. Эта особенность позволит существенно сократить время оформления грузов.

Инспектор Валерий ПЕТРУШЕВИЧ: в действии прибор «Ватсон».

Журналистам продемонстрировали работу стационарного инспекционного досмотрового комплекса «Рапискан». Технология сканирования, в основе которой — использование рентгеновского излучения, позволяет за минимальное время от 5 до 15 минут получить изображение перевозимых товаров без вскрытия грузового транспортного средства. Это помогает оперативно выявить соответствие товара заявленному в сопроводительных документах. Начальник отдела проведения операций таможенного контроля Виталий Парфенов рассказал о результатах работы:

— За 8 месяцев года в зоне действия Гродненской региональной таможни проведено 78 таможенных осмотров, выявлено 416 нарушений таможенного законодательства. Эффективность таможенных осмотров — 80%. 

Председатель Государственного таможенного комитета Юрий Сенько гордится тем, что сделано службой за эти годы: 

— Пропускная способность пунктов пропуска возросла с 1991 года в десять раз. Благодаря развитию информационных технологий она продолжит расти. Работа на границе постоянно совершенствуется. Она направлена на модернизацию программных комплексов. Проводим эксперименты, которые выносим на коллегии стран Таможенного и Евразийского союзов. Рассказываем о таких экспериментах и обсуждаем, что получилось, выявляем плюсы и минусы. 

Жизнь не стоит на месте. Люди хотят путешествовать, изучать жизнь в других странах, рассказывать о своей. Поработав один день на границе, можно сказать: наша таможня даст добро только тем, кто действительно едет в гости за впечатлениями. Стоит вспомнить об этом, когда придется ожидать своей очереди, чтобы попасть по ту или другую сторону границы. 

tanula.k@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter