Международный вектор в работе Генеральной прокуратуры

На защите интересов государства и общества

26 июня прокуратура Беларуси отпразднует вековой юбилей. Этим материалом мы продолжаем цикл статей о подразделениях ведомства, которое во все времена охраняло закон и права граждан страны.
Во все времена в прокуратуре работали и продолжают трудиться профессиональные и ответственные специалисты, стоящие на страже закона. И нынешнее поколение прокурорских работников хранит сложившиеся традиции, отмечает Олег ­­Хлыщенко, начальник международно‑правового управления Генпрокуратуры.


— Что входит в задачи работников управления?

— Сфера деятельности довольно обширна: от участия в заключении международных договоров, подготовки проектов нормативных правовых актов по вопросам международно‑правового сотрудничества до контроля за соблюдением своих обязательств участниками международных договоров Беларуси.
Одно из приоритетных направлений нашей деятельности — обеспечение международного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств и международными организациями в борьбе с преступностью и коррупцией. 
Ежегодно мы направляем в учреждения юстиции зарубежных государств и рассматриваем значительное количество просьб о правовой помощи по уголовным делам и о выдаче. Например, в 2021 году за рубеж Генеральной прокуратурой направлено более 7500 таких обращений, рассмотрено свыше 350 аналогичных запросов, поступивших из иностранных государств. 

— А чем вызвана такая разница в количестве направленных и поступивших запросов об оказании правовой помощи? 

— Дело в том, что более 80 процентов направленных в иностранные государства запросов о правовой помощи касаются расследования уголовных дел по фактам кибермошенничества, совершаемого преступниками, находящимися за границей. 

Совершенствование правового статуса и деятельности органов прокуратуры Беларуси требует четкого представления об общемировых тенденциях в этой сфере, а также осмысления опыта, накопленного в других странах. Потому активно практикуется проведение международных рабочих встреч, круглых столов, семинаров по правовым вопросам. 

В связи с ограничениями, вызванными пандемией коронавируса, интенсивность непосредственных контактов с коллегами в последние годы значительно снизилась. До пандемии представители органов прокуратуры ежегодно принимали участие более чем в 50 мероприятиях международного характера. Будем надеяться, ситуация изменится в ближайшее время, а пока мы прибегаем к помощи видео-конференц-связи.

— На площадках каких организаций возможен обмен опытом работы?

— Актуальные вопросы международного сотрудничества прокуроров рассматриваются в ходе заседаний Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников СНГ, заседаний генеральных прокуроров государств — членов Шанхайской организации сотрудничества, всемирных саммитов генеральных прокуроров и мероприятий, проводимых по линии Международной ассоциации прокуроров. Еще одной площадкой для взаимодействия на территориях государств — участников СНГ стал образованный в 2015 году Межгосударственный совет по противодействию коррупции.

— Важное направление деятельности управления — международный розыск. Какова процедура поиска преступника, скрывшегося от правосудия в другом государстве?

— Прежде чем объявить в международный розыск человека, скрывшегося от органов предварительного следствия или суда, прокурорские работники изучают документы об инициировании розыска и соответствующие розыскное и уголовное дела. Если есть основания для объявления розыска, то по поручению Генеральной прокуратуры Национальное центральное бюро Интерпола в Беларуси направляет запрос в Генеральный секретариат Интерпола, который объявляет розыск фигуранта на территориях государств — участников этой организации. 

Об установлении либо задержании разыскиваемого лица информируется наше управление. Оно готовит и направляет в соответствующее иностранное государство запрос о выдаче.

— Вы также занимаетесь вопросами экстрадиции обвиняемых и осужденных…
— Генпрокуратура — центральный компетентный орган Беларуси по вопросам выдачи (экстрадиции). Договорную базу в этой сфере составляют двусторонние соглашения. Они заключены со многими государствами, включая некоторые страны Европейского союза, Индию, Китай, Турцию, ОАЭ, Кипр, Египет… 
Есть ряд многосторонних договоров ООН и Совета Европы, регламентирующих экстрадицию, участником которых является наша страна.

Правовым основанием для взаимодействия в сфере выдачи с государствами — участниками СНГ и Грузией служат Минская и Кишиневская конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Наш ключевой партнер в этой области — Россия. 

При отсутствии договора международная правовая помощь по уголовным делам оказывается на основе принципа взаимности, то есть на основании письменного обязательства от имени государства оказать аналогичную правовую помощь в ответ.

Выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой сторон являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года.

При этом выдача для приведения приговора в исполнение предполагает осуждение человека к лишению свободы на срок не менее 6 месяцев или к более тяжкому наказанию.


— С какими преступлениями связано большинство запросов о выдаче? Как происходит выдача преступника, находящегося в международном розыске?

— Спектр преступлений, за которые происходит выдача преступников, обширен: от убийств и мошенничеств до уклонения от призыва на воинскую службу. 

Разыскиваемые лица могут быть задержаны в любой стране мира. При этом большинство из них скрывается на территории России и стран Европейского союза, реже — в Африке, Южной Америке, Азии.

Из стран дальнего зарубежья экстрадиция осуществляется воздушным путем. В МВД есть спецподразделение, занимающееся такой перевозкой. Генпрокуратура со своей стороны готовит всю необходимую документацию, получает разрешения на транзит у стран, через территорию которых планируется провозить выданное лицо. Был случай, когда пришлось доставлять в Минск выданную белоруску из Уганды через Эфиопию. Из приграничных стран преступники на территорию Беларуси доставляются наземным транспортом. 

При задержании разыскиваемого на территории нашей страны правоохранители доставляют его к прокурору для проведения первичных проверочных мероприятий. Необходимо убедиться в том, что деяние, за совершение которого лицо объявлено в розыск, является уголовно наказуемым по нашему законодательству, а также в отсутствии у разыскиваемого белорусского гражданства, поскольку (согласно Конституции) наш соотечественник не может быть выдан другому государству. Если препятствующих экстрадиции обстоятельств нет, то задержанного заключают под стражу.

Помимо Генеральной прокуратуры об аресте уведомляется государство, инициировавшее розыск. Как правило, в течение 40 дней после задержания оно должно представить в наш адрес запрос о выдаче. По нему Генпрокуратура проводит экстрадиционную проверку и затем принимает решение о его удовлетворении либо отказе в удовлетворении.

После вступления в законную силу постановления о выдаче Департамент исполнения наказаний МВД на основании поручения Генпрокуратуры передает выдаваемое лицо правоохранительным органам иностранного государства. 

— Какое ближайшее международное мероприятие ожидается с участием работников Генеральной прокуратуры?

— В Минске в июне этого года, накануне столетнего юбилея прокуратуры, состоится заседание Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников СНГ. На нем планируется обсудить вопросы укрепления и развития международного сотрудничества прокурорского корпуса, совместной борьбы с актуальными вызовами и угрозами для общественной безопасности.

gorbatenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter