Источник: Знамя юности
Знамя юности

Эксперимент «ЗН»: как мы пытались заправить электромобиль

На зарядку становись!

Для Беларуси электромобиль пока «зверь» редкий, экзотический: на всю страну около 300 машин. Желающих пересесть с бензинового транспорта на электрический, который и экономнее, и экологичнее, на самом деле немало. Главный аргумент «против» – отсутствие заправок: чтобы зарядить авто, порой приходится проделать многокилометровый путь, а затем еще несколько часов мучительно ждать, когда батарея получит заветные 100 процентов. Впрочем, в скором времени ситуация обещает измениться благодаря Программе создания государственной зарядной сети для зарядки электромобилей, которая была утверждена Советом Министров в прошлом месяце. Как планируется решать проблему? И действительно ли это так сложно и долго – заправить электрокар? «Знаменка» решила проверить.


Рисунок Анатолия Щеголева

Вокруг Минска на «электричке»

Свою машину (а вернее, «электричку», как ласково называет ее хозяин) нам предоставил для эксперимента минчанин Вадим Шут. За четыре года увлечения электрическим транспортом он успел протестировать практически все, что не имеет бензинового мотора: и «Теслу», которая спокойно доезжает из Минска до Бреста на одной зарядке, и бюджетные электромобили с запасом хода в 100 километров. Впрочем, последний вариант в их семье не прижился:

– Как-то супруге по работе пришлось за день объехать пол-Минска: из центра – в Малиновку, затем снова в центр, потом в Чижовку, после этого опять вернуться в офис. В результате звонит она мне с заправки и плачет: машина на нуле, домой не доехать (мы живем в деревне в 15 минутах от кольцевой), дети сидят без ужина, а заряжаться – два с половиной часа. Ту машину мы в итоге продали.

Весь семейный автопарк (а это три электромобиля: два детища Илона Маска и один гибридный «немец») Вадим заряжает ночью от обычных розеток, благо живет в частном доме. На первых порах, когда подключал три машины одновременно, в деревне гас свет. Но после модернизации на его улице электрических сетей все наладилось.

На электричество в месяц уходит примерно 100 рублей, при том что каждое авто проезжает около 2500 километров. Ощущаете экономию? В плане финансов выгода действительно весомая, а вот временем порой надо жертвовать. Если домашнего заряда не хватило и пришлось заехать на заправку, владельцы электрокаров вынуждены стаканами пить кофе и часами листать новости в интернете, ожидая, пока их машина наберет полную батарею.

– Если вы купите электромобиль, то научитесь вязать, выучите английский, – юморит Вадим. 

И, прочитав в наших глазах недоверие, предлагает: – Поедем заправимся?


Квест для электромобилиста

Для начала открываем популярное мобильное приложение PlugShare, которое показывает расположение зарядных станций по всему миру. Грустно, но факт: у соседей по карте порой не видно контуров страны из-за обилия значков, подсказывающих, что здесь находится заправка, – у нас же полно просветов. Приложение оповещает, что в Минске всего две быстрые заправки и еще 18 медленных. Выбираем одну из таких станций в 21 километре от нас.

Станция оказывается элегантным зеленым столбиком на парковке гипермаркета, с одной стороны от которого уже примостился чей-то электрический «Ниссан».

– Вы любите квесты? – не­ожиданно спрашивает Вадим и, получив утвердительный ответ, предлагает: – Попробуйте заправить машину сами. А я засеку время.

Обойдя три раза вокруг столбика, понимаю, что провода, способного связать авто и зарядную станцию, в поле видимости нет. Набираю номер, указанный на наклейке: девушка-консуль­тант объясняет, что за кабелем нужно сходить на стойку инфоцентра. Оставив в залог техпаспорт и расписавшись в бланке, получаю заветный девайс. На все про все уходит 15 минут – на обычной заправке я бы уже успела залить полный бак и благополучно уехать. 

Каким же было разочарование, когда монитор нашей «Теслы» показал, что за один час мы сможем увеличить запас хода всего на 24 километра.

– К сожалению, большинство зарядок – маломощные, – сетует владелец электрокара. – С таким же успехом можно подключить машину к обычной розетке на 220 вольт.

«Экспресс» не значит «быстрый»

«Первая попытка всегда не­удачная», – утешаю себя, пока мы мчим к другому торговому центру. На подземной парковке находим уже знакомый зеленый столбик. Но вот беда: провод, который нам подходит, занят чужим «Шевроле», запасного на инфоцентре нет. 

– Вы не знаете, сколько будет заряжаться эта машина?

– К сожалению, нет, – качает головой сотрудница. – Но, как показывает опыт, она может и пять часов простоять, и восемь.

Вишенкой на торте становится экспресс-заправка, расположенная на одной из АЗС в Лошице. В Минске таких «аппаратов» два, по всей стране – 15. Логика и разметка подсказывают, что парковаться в «кармане», где стоит зарядная станция, нужно задом. Но, если поставить машину по правилам, шнур до разъема не дотягивается. Что ж, терпения нам не занимать, поэтому ставим машину по-другому.

Дальше несложно: берем у оператора АЗС карточку для активации, прикладываем, нажимаем кнопку «Старт», и на колонке загорается синяя лампочка – процесс пошел. За час аппарат обещает зарядить нас на 150 километров пути. Это лучшее предложение на сегодня. 

– А могло бы быть куда быстрее, – сетует Вадим. – Наши быстрые заправки в два, а то и в четыре раза медленнее тех, что в странах Евросоюза. На среднестатистической финской заправке однажды «взял» 270 километров за час, а на суперчардже (фирменные зарядные станции «Тесла». – Прим. «ЗН») – 300 километров за 25 минут. Может быть, именно поэтому в той же Скандинавии так много электромобилей. Например, в Норвегии на 5,2 миллиона человек – 160 тысяч электрокаров. Надеюсь, и у нас ситуация вскоре изменится.
КОМПЕТЕНТНО

Как будет решаться проблема с заправками для электрокаров? Мы обратились за комментарием на предприятие «Белоруснефть», которое стало государственным оператором по созданию зарядной сети для электромобилей.

До конца года «Белоруснефть» обещает построить около ста новых станций. Все они будут двух типов: так называемые «медленные» зарядки разместятся возле гостиниц, бизнес-центров - там, где клиент имеет возможность занять себя в течение трех-пяти часов, без ущерба для собственного комфорта, пока транспортное средство будет заряжаться. На АЗС, вокзалах и в торговых центрах установят «быстрые» зарядные станции мощностью 100 киловатт. Данные станции позволяют обеспечить зарядку аккумуляторной батареи среднестатистического электромобиля за 15-20 минут до 80 процентов.

Развивать сеть электрозарядных станций планируется в три этапа. Первый продлится до 2021 года: за это время в нашей стране появятся 431 новая ЭЗС. Со второго этапа развития сети (до 2026 года) предполагается установка «супербыстрых» зарядных станций мощностью до 475 киловатт. Высокий спрос на них ожидается в Минске, областных центрах и вдоль основных магистралей страны. Каждый такой комплекс включает пять зарядных устройств общей мощностью около двух мегаватт. Чтобы пополнить запас батареи на 250 километров пробега, понадобится всего восемь минут. На данный момент, в мире, только одна компания в тестовом режиме устанавливает «супербыстрые» зарядные станции, так как существуют лишь два электромобиля, способных принимать такие мощности, с советующей ёмкостью батареи и стоимостью.

Третий этап стартует с 2026 года и закончится в 2030-м. К 2030 году сеть для электромобильного транспорта будет состоять из 1304 станций, 1224 из которых будут размещены в городах и 80 – на автомагистралях различного уровня, включая сеть супербыстрых ЭЗС мощностью до 475 киловатт.
krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter