На зарядку становись

Проблема гаджет–зависимости для Беларуси — явление новое, но набирающее обороты...

Вспомните, сколько раз за день вы звоните по своему мобильному? 15? 20? А по делу? Или когда в последний раз вы ехали на работу–учебу под живой звук города, а не под любимую музыку из наушников? Я уже не говорю о компьютерах, которые заменили нам радио, телевизор, друзей, порой и семью. Но ведь еще лет десять — пятнадцать назад мы прекрасно обходились без всех этих электронных финтифлюшек! Что же это? Возможность жить комфортнее? Или слепая зависимость?


Святая простота


Найти психолога Леонида Левита не так просто. Мобильного телефона у него нет. Городской часто молчит — хозяин постоянно в разъездах. У него свои резоны:


— Постоянно носить мобильник с собой, обслуживать его, бояться потерять или забыть — это точно не для меня! Зачем мне «трубка»? Какие–то экстренные ситуации со мной случаются редко. Каждый день строго спланирован. Необходимость срочно позвонить возникает не чаще одного раза в месяц. Но ведь мир не перевернется, если я сделаю это чуть позже. Для кого–то все эти технические новинки — способ отвлечься от проблем. Для меня — лишняя нагрузка на психику.


Давно ли это было — люди писали друг другу письма, переключали вручную каналы телевизора, обходились радиоточкой? А теперь, считает Леонид, мы попали в плен иллюзий. Казалось бы, гаджеты призваны облегчать жизнь. Но на деле мы тратим уйму времени на пустые разговоры (классические «ты где?», «ну что ты мне скажешь?»). Стали тревожнее, потому что постоянно смотрим на телефон, боясь пропустить звонок, не ответить на sms. Часами бродим по интернету — и при этом еще говорим о саморазвитии. А как долго мы радуемся новой вещи? День? Два? Неделю? Получая все больше возможностей, человек почему–то не становится счастливее. Специалисты давно заметили: уровень благосостояния и степень счастья — абсолютно независимые величины.


Не спрятаться, не скрыться


Проблема гаджет–зависимости для Беларуси — явление новое, но набирающее обороты. Весь цивилизованный мир давно уже на нее попался. 85% россиян не могут жить без мобильного телефона, 50% — без CD– и MP3–плейеров. Треть жителей Великобритании покупают приборы без определенной надобности, а каждый пятый поляк сильно огорчается, если не может воспользоваться любимым гаджетом.


Чтобы понять, каково это, я на сутки эксперимента ради отказалась от всех девайсов. Думаю, еще несколько месяцев назад сорвалась бы на старте. Но утром с будильником (единственный был в телефоне) выручила соседка. Вместо наушников по пути на работу коротала время с книгой. Монитор рабочего компьютера специально повернула «лицом» к стенке. Все записи — исключительно в ежедневник. Кажется, так много я не писала даже в университете. Звонить никому не хотелось. Мысль, что и мне не дозвонятся, нисколько не пугала. В результате весь день я решала только свои вопросы и проблемы. «Проснулась» только к вечеру: начала вздрагивать от каждого звука («Звонит? Нет, показалось»), искать глазами телефон, еле дождалась полуночи, чтобы наконец включить компьютер. Спать легла в четыре утра. Ну, и кто кого в итоге?


Конец частной жизни


— А вы попробуйте отдать телефон подруге, а ноутбук отвезите в камеру хранения, — советует кандидат филологических наук, доцент Владимир Капцев. — Вот это будут ощущения! От одной мысли, что вы не владеете ситуацией, раздражительность зашкалит.


Сам Владимир Анатольевич долго не спешил покупать мобильник. Знал — попадется «в сети». Но купить все же пришлось, когда старшая дочь подросла. Сначала, месяца три, звонил исключительно по делам. Иногда — родителям. Для остального — домашний телефон. Теперь же Владимир Анатольевич пять раз позвонит жене из магазина, пять раз по пути на остановку — дочке: «Ты где?» Он не помнит свой домашний номер телефона, номера родителей, друзей, дочери. Зачем, если в мобильном все записано?


Кажется, мы слишком разгружаем свой мозг. Отбери мобильник — и как без рук. Гаджеты управляют нами. А должно быть наоборот. С чем это связано? Директор РНПЦ психического здоровья, доктор медицинских наук Сергей Игумнов уверен — проблема в человеке:


— Многие просто не умеют пользоваться новинками техники. Превращают вещи в сверхценность. Шутка ли, какое–то «железо» может враз перевернуть нашу жизнь! Только за прошлый год через наш центр прошло без малого четыре сотни пациентов, зависимых кто от гаджетов, кто от компьютерных игр, кто от автоматов, кто от рулетки. В основном — студенты–школьники, которых уговорили обратиться за помощью родители. «Игрушки» разные, проблема — одна. Люди хотят уйти от реальности.


Хитрый жужик


Да уж, создатели гаджетов все основательно предусмотрели. Нетбуками, мобильниками и карманными компьютерами сегодня никого не удивишь. «Прогресс» ушел далеко вперед. Куришь за компьютером? На тебе USB–пепельницу с персональной вытяжкой. Мерзнешь в квартире? Получи тапочки и перчатки с USB–подогревом. Телефон с полным управлением автомобилем, ноутбук с тремя складными панелями и даже бритвенный станок со встроенным фонариком — широта фантазии производителей просто поражает. Только зачем нам все это? Толку мало, а пользы? Заведующий лабораторией комплексных проблем физических факторов среды обитания человека РНПЦ гигиены, кандидат медицинских наук Станислав Худницкий с ходу начинает перечислять возможные опасности:


— От мобильного температура кожи головы в той зоне, где мы держим трубку, увеличивается на 4 — 5 градусов. На 0,5 градуса — в центре терморегуляции головного мозга. У нас может подняться или упасть давление. Замедляются некоторые физиологические реакции. А еще — тормозятся мыслительные процессы во время разговора. У любителей телефонных игр тоже есть свой пунктик: со временем у них в кисти может развиться так называемый «тоннельный синдром». Что это такое? А вы представьте человека, работающего с отбойным молотком. «Эффект» примерно тот же.


Честно говоря, после эксперимента над собой мне уже не столько интересно, как мы впадаем в гаджет–зависимость, сколько, как вылечиться. Леонид Левит дает простой совет: подумайте, что вам давно хотелось сделать, куда сходить, но на что не хватало времени. А потом выкроите его из телефонных разговоров или копания в интернете и — вперед! Так что все, завтра же иду в ботанический сад! Послезавтра — в оперу. А в выходные катаюсь на лошадях. И, кстати, друзья, не звоните мне — телефон я оставлю дома.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter