Быцко: доля импортной составляющей в готовой продукции ежемесячно снижается

На зарядку становись!

В Беларуси со времен Советского Союза было очень развито машиностроение, и с обретением независимости данная отрасль в стране не разрушилась, а наоборот, предприятия значительно продвинулись. Это констатировал Президент на встрече с губернатором Нижегородской области России Глебом Никитиным. Александр Лукашенко обратил внимание, что было время, когда отечественная продукция конкурировала с российской: «Сегодня эти проблемы сняты — общий рынок. Пожалуйста, давайте будем двигаться, развиваться, и определенная поддержка есть со стороны Российской Федерации».

О планах «Белкоммунмаша» по расширению кооперации с Россией и перспективных моделях городского пассажирского транспорта «Р» поговорила с генеральным директором машиностроительного холдинга Олегом Быцко.

Производство под напряжением

Предприятию приходится работать в условиях непростой геополитической ситуации и беспрецедентного санкционного давления. Однако возникающие трудности на пути сохранения позиций на рынках холдинг преодолевает достойно. Свидетельством тому цифры: выручка от реализации продукции в 2021 году составила почти 137 млн рублей, и это почти на 20 процентов больше, чем в 2020-м. Генеральный директор открытого акционерного общества «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» Олег Быцко говорит, что крупнейшим партнером на внешнем контуре была и остается Россия:

— Работаем в Российской Федерации с учетом местного законодательства. Мы (как белорусское предприятие) в части проектов, финансируемых за счет собственных средств, можем участвовать напрямую. Выиграли тендер на общих основаниях по поставке 97 троллейбусов серии Olgerd с увеличенным автономным ходом для Санкт-Петербурга, 66 из них отгрузим уже в этом году. Также существуют программы субсидирования, в которых могут участвовать только производители, внесенные в реестр Минпромторга РФ. Именно для участия в субсидируемых из федерального бюджета проектах мы развиваем совместное производство с российскими компаниями. Например, в прошлом году начали сотрудничать с нижегородским «Буревестником», получили все необходимые документы и организовали производство. На данный момент объявляются закупки в рамках данных программ. В ближайшее время поучаствуем в конкурсе, в случае победы будем производить технику и поставлять ее в российский регион. 


Модельный ряд регулярно обновляется, так как у каждого города есть свои требования, свое техническое задание. Для каждого населенного пункта машина проектируется и дорабатывается индивидуально. Например, питерские троллейбусы Olgerd получили усовершенствованную конструкцию кузова. Площадь низкого пола в пассажирском салоне стала больше. Это позволяет пассажирам комфортнее разместиться.

— В этом кузове серии Olgerd мы уже реализовали проект по поставке троллейбусов в болгарский город Враца, изготовили девять электробусов для Минска и выполнили несколько небольших заказов для различных городов. Серийное производство троллейбусов в этом кузове реализуем в рамках контракта с Санкт-Петербургом, — анонсировал Олег Быцко. — В ближайшее время планируем все модели выпускать именно в такой конструкции, потому что она себя хорошо зарекомендовала. 

Предприятие пристально следит за новинками на рынке пассажирской техники. В последние годы прослеживается тенденция к совершенствованию конструкций уже существующих электромоделей. Пассажирам полюбился стопроцентно низкопольный кузов. Основная борьба производителей сейчас ведется за увеличение мест для сидения с учетом новой планировки салона.


— Все заказы выполняем исходя из самых последних требований, чтобы не разунифицировать конструкцию между рынками ЕС и Таможенного союза, — акцентировал внимание генеральный директор. — Если говорить о рынке ЕС, то там комплектация должна иметь определенные сертификаты, которые мы получить не можем. Поэтому вынуждены менять часть белорусской комплектации на европейскую, чтобы иметь возможность продавать им свою технику. 

Раскинули троллейбусные сети 

 «Белкоммунмашу» пришлось провести серьезную работу по импортозамещению. Раньше, как и любое предприятие, холдинг имел доступ к различным рынкам и сотрудничал со множеством поставщиков. Комплектацию покупали в США, ЕС, Китае, Японии… Выбирали наиболее подходящий и конкурентоспособный продукт, рассказывает Олег Быцко:

— Мы никогда не смотрели в одну сторону, старались диверсифицировать поставки. Налаженные связи помогли нам выстоять в непростой период. Да, возникают вопросы, связанные с заменой той или иной комплектующей, но это не является критичным. Данные комплектующие не эксклюзивны и производятся не в одной стране, поэтому мы просто нашли других поставщиков. Активно работаем с Турцией. Там сильно развито автобусное производство. Всегда тесно сотрудничали с Китаем, сейчас покупаем у них большую номенклатуру изделий. 


Импортозамещение важно еще и с точки зрения развития промышленности, получения более высоких компетенций. По инвестициям в основное производство за 2021 год установлен абсолютный рекорд (плюс 767 процентов) за многолетнюю историю предприятия, озвучил цифры Олег Быцко: 

— Доля импортной составляющей в готовой продукции ежемесячно снижается. Мы в отличие от многих российских производителей обладаем необходимыми компетенциями, потому что сами проектируем и изготавливаем и кузов, и механическое оборудование. Самостоятельно изготавливаем электронные узлы для управления работой нашей техники. Если возникает вопрос по какой-то комплектующей, то нам проще ее заменить, чем россиянам, ведь мы сами разрабатываем схемотехнические решения, программное обеспечение. Здесь мы более гибкие, и в этом наше преимущество. 

О том, что импортозамещение — вопрос номер один для экономик Беларуси и России в нынешних ­условиях, недавно говорил Президент. Одно из важных направлений — производство полупроводников и иной инновационной продукции. «Не сказать, что мы ничего не умеем в этом плане делать. Но нам надо достичь того уровня, который в этой части (с микросхемами, микрочипами) имеет мир», — обратил внимание Александр Лукашенко. 


Для «Белкоммунмаша» запрет Японии и Тайваня на импорт в Беларусь полупроводников не стал критичным, говорит генеральный директор:

— Мы заблаговременно проводили конкурсы, закупки, и у нас по этим позициям всегда имелись определенные запасы. Невыгодно с точки зрения цены и логистики покупать, скажем, десять транзисторов на месяц. По многим позициям мы покупали комплектующие сразу на годовую программу и даже больше. Так что у нас сформирован хороший запас, который дает время найти новых поставщиков или изменить конструкцию техники. 

Беларуси и России необходимо переходить от простой торговли к созданию совместных производств. У Беларуси есть большой и успешный опыт кооперационного взаимодействия по выпуску различных видов техники — от автомобильной до сельскохозяйственной. Говоря о создании белорусско-российских производств, Олег Быцко отметил, что «Белкоммунмаш» и нижегородский «Буревестник» планируют совместно производить троллейбусы. Холдинг стал участником еще одного совместного российско-белорусского проекта по производству электротранспорта: 18 мая в Красноярске был представлен первый троллейбус местной сборки. Предполагается, что объем выпуска троллейбусов для начала составит 30 единиц в год, а уровень локализации доведут до 50 процентов. В перспективе в Красноярске хотят производить троллейбусы для всех регионов Сибири.

Импортозамещение важно с точки зрения развития промышленности.

Электротранспорт встает на пути

К 2025 году в Минске и областных центрах до 30 процентов пассажирских городских автобусов планируется заменить электробусами, а еще через пять лет — довести уровень электротранспорта до 100 процентов. Это предусмотрено Госпрограммой «Транспортный комплекс» на 2021—2025 годы. Олег Быцко отмечает, что приоритет отдан электробусам и троллейбусам с увеличенным автономным ходом:

— В 2021-м мы реализовали 208 единиц техники. Наиболее крупный контракт на внутреннем рынке заключен с Минском: 75 троллейбусов, из них 25 — короткие с автономным ходом и 50 — сочлененные. В этом году мы уже поставили троллейбусы в Брест и Витебск, в июле отгрузим технику для Гродно, 15 электробусов до конца года отправим в Гомель. Что касается внешних рынков, то за полгода рост экспорта составил почти 200 процентов. Кроме России, торгуем с Молдовой, Таджикистаном, Болгарией, Боснией и Герцеговиной… 

Модельный ряд регулярно обновляется, потому что у каждого города есть свои требования, свое техническое задание.

На пассажирской технике холдинг не останавливается. Экспериментальный образец электрогрузовика «Белкоммунмаш» можно было оценить на выставке «Белагро». Сейчас автомобиль проходит сертификационные испытания. Его грузоподъемность — до 10 тонн, пробег на одной зарядке — 200 км, объем кузова — 44 м3, максимальная скорость — 90 км/ч.

— Грузовик сделан для ретейла, то есть для внутригородских перевозок товаров от логистического центра в магазин. Планируем передать технику торговым сетям на опытную эксплуатацию и дальше развивать это направление, чтобы найти оптимальный вариант по соотношению цены, пробега и грузоподъемности, — добавил директор. — Перевод городского транспорта на электрические двигатели — общемировой тренд, Россия и Беларусь не исключение. На «Белагро» мы видели интерес к нашему электрогрузовику со стороны российских делегаций. В перспективе такой транспорт может заменить коммунальную технику, которая задействована в уборке города и вывозе мусора.

В год «Белкоммунмаш» выпускает 250–300 единиц техники, которая пользуется популярностью в городах разных стран.

Напоследок разговор заходит о заправке экологичного транспорта. По словам Олега Быцко, в стране предстоит создать сеть супербыстрых электрозаправок на маршрутах движения:

— Совместно с «Беларусьнефтью» реализуем пилотный проект по созданию комплексной зарядной станции в минском микрорайоне Брилевичи. Она будет иметь девять точек зарядки. Одна — для электробусов — стандартно, через пантограф. Две быстрые пистолетные зарядки — для электромобилей. От них современные модели смогут заряжаться до 80 процентов за 20 минут. Остальные точки предназначены для электромобилей, не имеющих опции быстрой зарядки. На станции будет реализована функция динамического распределения мощности. Говоря простыми словами, если сложить всю мощность, которую эти девять точек могут предоставить, то получится мощность в два раза больше подведенной к станции. Для чего это нужно? Ситуация, когда во всех точках сразу заряжается транспорт, практически исключена. Чтобы не подводить излишки мощности (ведь это все деньги), обес­печивается меньшая мощность и перераспределяется на те колонки, где кто-то заряжается в данный момент. На станции также будет установлен буферный накопитель энергии на базе литийионных батарей, который позволит зарядиться большему количеству электромобилей одновременно. 

Все заказы предприятие выполняет исходя из самых последних требований к пассажирской технике.

Денис ДЕМЬЯНЕНКО — инженер «Белкоммунмаша».

gorbatenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter