На зарядку — становись

Первые электротакси белорусской сборки появятся в 2019 году

В Минске протестирован электромобиль разработки ученых Национальной академии наук.

Председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Михаил Мясникович и заместитель Премьер–министра Владимир Семашко лично испытали машину. Эта тема обсуждалась и на совещании у Президента Беларуси. А накануне встречи Александр Лукашенко сам сел за руль легковой электромашины известной фирмы Tesla и посоветовал белорусским разработчикам стремиться к этому эталону.

ФОТО РИА НОВОСТИ

Внешне белорусский электромобиль выглядит как серийная и хорошо известная легковушка китайского производства «Джили» SC7 (такие вот–вот начнет серийно выпускать автозавод, построенный недалеко от Минска совместно с китайскими партнерами). Серийная машина и была взята в качестве донора. Но стоит взглянуть под капот, и становится ясно: перед нами транспорт другого поколения. Мотор уступил место нескольким относительно небольшим блокам и жгутам проводов и кабелей. Где–то глубже прячутся электромотор, накопитель энергии.

Машина может перевозить 5 человек, включая водителя. В пределах прежних значений осталась и масса — 1300 кг. А вот максимальная скорость несколько ниже — на академическом испытательном полигоне машина взяла барьер в 110 километров в час при мощности двигателя около 80 лошадиных сил. Скептики укажут на ту же скоростную Tesla и... ошибутся. Поскольку белорусский электрокар, поясняет генеральный директор Объединенного института машиностроения НАНБ Сергей Поддубко, специально проектировался для городских перевозок, в частности, для работы в такси. А тут большая скорость не так уж важна — не в каждом городе есть магистрали, где разрешено разогнаться до 100 км. А вот динамика в городском потоке имеет значение. И здесь разработка не посрамила белорусских ученых, берет «сотню» всего за 9,5 секунды.

Конечно, над многим еще придется поработать. Например, чтобы машина на одной зарядке проходила не 100–110 километров, а побольше. И чтобы заряжалась она побыстрее. Пока от обычной розетки с напряжением 220 вольт на это уходит 6 часов. От более мощной станции — 4. Впрочем, это уже частности.

Первый белорусский автомобиль впечатляет.
Фото ПАВЕЛ ЧУЙКО

Главное, белорусские исследователи смогли создать по–настоящему национальный инновационный продукт. Это особо отметил председатель президиума НАНБ Владимир Гусаков. По его словам, вся электросистема новинки разработана белорусскими учеными. Проведены расчеты, моделирование, изготовление и тестирование всех компонентов силового электропривода и системы управления. Иными словами, компонентная база первого белорусского электромобиля будет производиться в Беларуси.

Это касается и одного из наиболее ответственных и дорогостоящих элементов — тяговой батареи. На экспериментальном образце стоит изделие российской фирмы. Однако, заявляют белорусские ученые, у них хватит потенциала, чтобы в перспективе производить и батареи. Генеральный директор Научно–практического центра Академии наук по материаловедению Валерий Федосюк сообщил, что полным ходом идет создание суперконденсатора для электротранспорта на основе графеноподобного материала, который, как ожидается, будет дешевле и эффективнее нынешних аккумуляторов. Уже есть опытные образцы супер конденсатора. Есть наработки по накопителю энергии.

И все это — значительно дешевле импортных аналогов, но не уступает в качестве. В итоге, отметил Владимир Гусаков, в варианте городского автомобиля машина будет стоить до 14 тысяч долларов. Цена вполне народная, приемлемая и для семейного авто. Затем последуют и более комфортабельные модификации стоимостью около 20 тысяч. И, наконец, появятся люксовые варианты — тут о стоимости пока говорить рано. Для сравнения: китайская электрическая «Джили», аналогичная белорусской, на родине продается по 34 тысячи долларов (в эквиваленте). Как говорится, почувствуйте разницу.

Предполагается, что первые электротакси белорусской сборки появятся в Минске уже в 2019 году. Готова ли инфраструктура? Ведь «заправляться» от обычной розетки может владелец коттеджа, но не житель городской высотки. Плечо обещает подставить концерн «Белоруснефть». До 2021 года он построит на основных магистралях 40 заправочных станций. Расстояние между ними составит в среднем около 50 км, то есть от одной до другой вполне можно проехать без подзарядки. 8 электрозаправок уже есть, в том числе три в Гродненской и Гомельской областях. Оказывается, есть тут и оборудование для экспресс–зарядки — 15–30 минут хватает, чтобы пополнить батарею на 80 процентов. До конца года планируется построить еще 7 электрозаправок.

В Беларуси сейчас строится АЭС. Страна получит мощный поток экологически чистой и относительно дешевой электроэнергии, которая может быть использована в том числе для зарядки электромобилей...

К слову

В Министерстве промышленности Беларуси разрабатывается программа производства электротранспорта. Она охватывает весь спектр техники от электровелосипедов до электробусов, электрокаров и электрических тракторов.

bibikov@sb.by
Версия для печати
Сергей, 53, Могилев
Раздули проблему на ровном месте с зарядками. В каждом дворе стоит здание мини электро подстанции. И какие проблемы устанавливать специальные выносные зарядные устройства, а счетчики изготовить персональные, вот и все. Приехал, подключился к питающей розетки свой электросчетчик, набрал специальный ключ и все, зарядка пошла. К утру машина заряжена. Кстати сказать в Финляндии такие электро питающие  стоят прямо на парковках и к ним владельцы авто подключаются для того, что б разогреть в зимний период времени двигатель и салон от электричества. таким образом горючее экономят. Почему б и нам так не сделать. Выгодно и экология страдать будет меньше.  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?