На западном «фронте» – хипстеры, тоска и... неофашизм

ОДНАЖДЫ, посещая Крым, я увидел странного торговца: на лотке стояли многочисленные пустые баночки разных форм и цветов по 5 гривен каждая. «За что платить-то?» — спросил я. «Как за что? За воздух Крыма!» — ответил крымский татарин Месут и объяснил, что, купив у него товар, я увезу с собой часть местной «ауры». Уже по дороге, глядя на купленные банки, понял посыл торговца: самое ценное, что увозишь, — это воспоминания, «слепок» с атмосферы, оставленный в памяти. Так же случилось со мной и в последний приезд в Германию. В постижении немецкой жизни мне помог друг Андрей, получивший немецкое гражданство. И сами немцы, через общение с которыми я и старался изучать тамошние обычаи и нравы.

Корреспондент «БН» призадумался над некоторыми коричневыми сторонами современной немецкой жизни.

ОДНАЖДЫ, посещая Крым, я увидел странного торговца: на лотке стояли многочисленные пустые баночки разных форм и цветов по 5 гривен каждая. «За что платить-то?» — спросил я. «Как за что? За воздух Крыма!» — ответил крымский татарин Месут и объяснил, что, купив у него товар, я увезу с собой часть местной «ауры». Уже по дороге, глядя на купленные банки, понял посыл торговца: самое ценное, что увозишь, — это воспоминания, «слепок» с атмосферы, оставленный в памяти. Так же случилось со мной и в последний приезд в Германию. В постижении немецкой жизни мне помог друг Андрей, получивший немецкое гражданство. И сами немцы, через общение с которыми я и старался изучать тамошние обычаи и нравы.

Что бы сказал Фридрих Великий?

Первый город, куда я прибыл, — Росток. Город земли Мекленбург — Передняя Померания, красавец на берегу Балтики. Там меня уже поджидал Андрей — друг детства, 12-й год живущий в Гамбурге. Он предложил продублировать путь автобуса на личном «Фиате», но только со своей «программой». Причем заранее разузнал для меня все об интересных местах, подготовил встречи с людьми, о которых я писал ему по Интернету...

Примета современной Германии — обилие... хипстеров. Особенно много их в Ростоке — немецкой «столице» этого движения. Если бегло, то хипстерское движение появилось сразу после Второй мировой войны в США. Молодежь, прошедшая жаркие бои, демобилизовалась, желая только одного — получения удовольствия от жизни. Казалось бы, что тут такого? Хипстер принимал образ жизни джазового музыканта, включая в свою повседневность соответствующую одежду, сленг, наркотики, расслабленное состояние, саркастический юмор, добровольную бедность и легкую аморальность… Молодые люди, «отойдя» от грохота сражений под джаз-бибоп, вскоре стали среднестатистическими американцами — и движение, казалось, угасло, …чтобы возродиться в XXI веке. А зачем? В отличие от миролюбивых хиппи и прочих субкультур хипстеры не хотят дать миру ни-че-го!

Останавливаемся у монастыря Святого Креста, что в центре Ростока. У памятника королю прусскому Фридриху II кучкуется разномастная толпа. Меня заворожило обилие красок одежды.

— Это что, карнавал на открытом воздухе? — спрашиваю.

— Нет! Будущее Германии, — с грустью констатировал Андрей.

Повсюду маячат обязательные «фишки»: очки в массивной оправе, объемные шарфы, одноразовые пластмассовые фотоаппараты, книги на иностранных языках.

— В чем их идейная платформа?

— Сейчас узнаешь! Я списался в Интернете с их вожаком Гео. Вот он — в дымчатых очках. Так и сказал: «Приедет иностранный журналист». Иначе тебя и близко бы не подпустили к Гео…

Георгу Брониковски 19 лет. Он средний сын директора речного пароходства, ученик частной школы в Берлине. Вот уже третий год как Гео стал хипстером. Что для него это значит? Обладать «нужными» вещами и быть «в теме». Георг прямо на глазах у всех выпотрошил передо мной свой рюкзак: дешевый фотоаппарат соседствует с современной «зеркалкой», а еще — майка с тату группы (не помнит какой, но подписана ее лидером, а это важно!), книга Пауло Коэльо на испанском.

— Испанский пока не знаю. Только собираюсь выучить, — пояснил Гео. — Но Билл Каулитц (лидер рок-группы «Тоkio Hotel») сказал в «Шпигеле», что ему понравилась. Значит, я должен прочесть. На испанском! Почему? Билл сказал, что так лучше проникаешься мыслью.

— А как же свое мнение? — Брониковски в ответ лишь пожал плечами.

Хипстеры живут как бы в двух мирах. Есть мир реальный, состоящий из вещей, которые им положено иметь, — от модной майки до фотоаппарата. И есть виртуальный, наполненный массой интересов: современным кино, музыкой, искусством. Но эти ребята думают о вещи с подачи звезды эфира или сцены. Своего «я» у них нет.

Представьте, что будет, когда армия хипстеров (а их десятки, сотни тысяч только в одной Германии) повзрослеет? В науку, культуру, образование придут вот такие вот георги, которые могут лишь запоминать и воплощать чужие идеи и готовы все отдать за очередной модный аксессуар.

…На толпу хипстеров с бронзового скакуна «смотрит» Фридрих Великий. Что сказал бы «король-солдат», если бы мог действительно видеть эту компанию?

«У каждого – по три мобильника. А друга нет…»

…На следующий день в Любеке мы с Андреем заглянули в пивной ресторан «Тоска зеленая» (да-да, именно так!), расположенный в порту. Его хозяин Лотар Майнфильц — бодрый старичок 70 лет — украшал стены заведения лично. Зал увешан плакатами времен СССР, значками «Гвардеец» и «Отличник Советской Армии». По углам — манекены в форме цвета хаки с красными звездами. Все аж пестрит от атрибутики «оккупантов», как тут называли наших военных во времена Союза и ГДР. Неужели сюда идут люди?

— Еще как! Туристы валом валят — ведь недалеко проходил знаменитый «железный занавес»! А от уроженцев бывшей ГДР вообще отбоя нет. У меня ведь так приятно понастольгировать по тем временам…

Узнав, что я сын военного Советской Армии, герр Майнфильц мигом наполняет литровую кружку мюншенером — знаменитым темным пивом из Баварии.

— Многие восточные немцы не влились в жизнь с падением Берлинской стены. Мы (сам Лотар полжизни провел в Котбусе. — Авт.) не перестроились: с детства слышали понятия «товарищество, взаимовыручка, интернационализм»… А в 50 лет проснулись в другой стране, стали толкаться локтями за место под солнцем, конкурировать. Нам пришлось встать на рельсы свободного рынка без всяких там «промежуточных остановок». А главное — на пространство бывшей ГДР внедрилось немало богачей из ФРГ, скупивших на корню всё и вся, — невесело вспоминает герр Майнфильц.

В итоге упрямый восточный немец извлек выгоду из своей слабости — открыл ретро-ресторан, собрав под своим крылом стариков, ностальгирующих по «своей Германии».

Печаль-тоска по ушедшей ГДР живет не только среди пожилых людей. В Интернете («вотчине» молодых и активных) огромной популярностью (десятки тысяч «кликов» в день) пользуется игра-викторина Оssiquiz, в которой собраны 700 вопросов из повседневной жизни бывшей страны соцлагеря. Например, как назывался пластилин, из которого лепили на уроках в школе? Что было написано на первой странице пионерского «удостоверения»? Сколько дверей у «Трабанта» — так звался гэдээровский аналог советского «Запорожца».

— Мировой экономический кризис стал для нас, восточных немцев, истинным реваншем! «Ага, вот видите, а при Эрихе Хонеккере такого бы никогда не было!» — говорим мы. Вот куда привела бесконечная гонка за сверхприбылями! Парадокс: во времена «холодной войны» мы жили с теплом в душе, осознанием торжества всеобщей справедливости. У нас был один телефон на весь этаж. Да, мы роптали. Но зато ходили друг к другу в гости. А сейчас у каждого по три мобильника, а настоящего друга не найти, — и Майнфильц вновь наполняет кружки мюншенером...

Коричневые «водоросли»

На Ветеранен-штрассе, что у окраины Киля, «сабантуй» местного «розлива» — на частном подворье Юргена Бугхайма маленький праздник. Ровно 70 лет назад в Киле сформирована моторизованная дивизия вермахта СС «Вильгельм Телль». Необычный повод собраться, не правда ли? Зачинщик «вечеринки» — 30-летний Юрген — тоже личность интересная. Он — видный неонацист, глава закрытого клуба «Ангрифф» («Нападение»), который наполовину состоит из студентов университета имени Христиана Альбрехта, одного из старейших в Европе учебных заведений. Сегодня молодой мужчина в ударе — его окружает группа помощников. По стенам частного дома развешиваются черно-белые фотографии офицеров «Вильгельма Телля», звучат здравицы, льется рекой пиво, и жаренные на мангалах колбаски тут же уничтожаются. Юрген представляет нас собравшимся — слышу слова «вайссрусланд» и «журнал».

— У нас каждый год празднуется святой День Великой Победы. Мы чтим и вспоминаем погибших от фашизма, вообще великий подвиг советского народа, понимая, что мировая война не должна повториться. Ваши деды погибли по воле Гитлера. Как вы можете праздновать юбилей эсэсовской части? — решительно высказываю свою точку зрения новым знакомым.

— Вы зря так говорите: солдаты в черных мундирах бились не против того или иного народа, — возражают они мне. — Гитлер — лишь «плод» игр определенных исторических сил.

К беседе подключается Ганс Краусс, клубный «идеолог», лет двадцати:

— Да, погибли невинные, но та война показала пример, как надо избавляться от глобальных идей вроде капитализма и большевизма. Государства всегда стремятся «раздвигать» свои границы!

Интересно, но на лицах некоторых из парней ясно видны глубокие порезы. Они и бриться-то еще толком не начали — откуда? Оказывается, это… шрамы! Раны от сабель, полученных во время дуэлей. Клуб «Ангрифф» по примеру своих неофашистских «собратьев» возродил традицию поединков чести. А почему нет? Сыты, одеты, обуты, мама с папой платят за учебу — можно и сабли из благородной золингеновской стали заказать!

Не дай бог появится свой «фюрер» — в окрестностях Киля из таких молодых да ретивых можно вновь будет набрать дивизию типа «Вильгельма Телля».

...Слышал, что водоросли — самые живучие растения. Рассечешь на части — «оживают» вновь. В Киле коричневые «водоросли» произносят тосты в честь СС. Завтра выпьют за реванш?

P.S. О своих позитивных наблюдениях в Германии расскажу в следующий раз. Ведь земля на Рейне — это еще и родина Гёте, Шиллера, Бетховена...

Денис ТРОФИМЫЧЕВ, «БН»

НА СНИМКАХ: «Тоска зеленая»: можно и погрустить, и времена ГДР вспомнить…; куда двинется Германия с такими «отпрысками»?

Фото автора и герра Лотара МАЙНФИЛЬЦА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter