Ядерная сделка с Ираном под большим вопросом

На языке санкций

Неутешительные новости приходят с Ближнего Востока. Иран постепенно снимает с себя часть обязательств по ядерной сделке (СВПД). Это важнейшее соглашение было заключено еще в 2015 году при посредничестве таких крупных геополитических игроков, как Россия, США, Китай, Франция, Великобритания и Германия. Тогда в обмен на ограничение Тегераном своей ядерной деятельности с него были сняты санкции. Однако в мае 2018-го США в одностороннем порядке вышли из договора. Затем Вашингтон снова ввел финансовые ограничения против Ирана. Остальные участники негативно отнеслись к такому решению и настаивают на том, что СВПД необходимо сохранить для стабильности в регионе.

Фото www.iranfocus.com.

В сложившейся ситуации Тегеран объявил, что фактически возвращается к реализации своей ядерной программы. Президент Ирана сообщил, что страна намерена обогащать уран выше предельного уровня в 3,67%, который предусматривает СВПД. Кроме того, запасы низкообогащенного урана в стране превысили 300 килограммов, а это также было запрещено условиями сделки. В Иране подтвердили, что сокращение взятых на себя обязательств по СВПД будет происходить каждые 60 дней, если его участники не станут придерживаться достигнутых договоренностей...

После того как Вашингтон решил выйти из договора, Тегеран еще в течение года пробовал спасти соглашение. И даже сейчас можно наблюдать, что Иран все-таки готов к компромиссу. С другой стороны, Соединенные Штаты постоянно повышают ставки. Это можно проследить и во вчерашнем заявлении помощника президента США по национальной безопасности Джона Болтона. По его словам, американская администрация только приступает к применению в отношении Ирана "масштабных односторонних санкций".

С этой позицией, мягко говоря, не согласны не только в Москве и Пекине, но и в Европе. Сейчас Франция, Германия и Великобритания пытаются наладить механизм финансового обмена с Исламской Республикой, позволяющий обходить ограничения, наложенные США. На первом этапе он должен обеспечить поставки лекарств, медицинского оборудования и сельхозпродукции. Тегеран, конечно же, заинтересован в беспрепятственном экспорте нефти на европейские рынки. Но все это сейчас остается под большим вопросом, ведь, по сути, Вашингтон не намерен отступать от проводимой политики.

При таком раскладе ситуация на Ближнем Востоке, который и так увяз в различных конфликтах, к сожалению, будет только ухудшаться. Конечно, ядерная сделка не была панацеей от всех проблем. Но она работала, и Иран честно выполнял взятые на себя обязательства. Прежде чем разрушать имеющиеся договоренности, необходимо предлагать что-то взамен. Пока мы видим, что диалог переходит только на язык санкций, что исключает всякую возможность договориться. Усиление же конфронтации может привести к самым непредсказуемым последствиям. Ведь на кону ядерная безопасность, а с этим шутки плохи...

bakun@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter