Стоит ли ожидать глобальную великую депрессию?

На второй волне

При системных кризисах порой все рынки падают одновременно. То есть происходит общий период спада, а затем постепенно —восхождение. Но на данном этапе пока все не так синхронно: одни рынки обваливаются, а другие продолжают довольно неплохо себя чувствовать и расти. Что ждет мировую экономику в ближайшем будущем? 

bitopen.ru

Не сойти с намеченного айти

Нынешний кризис является глобальным и всеохватывающим. Он затронул все страны, но, например, Китаю удалось даже увеличить ВВП, несмотря на то что именно с этого государства начались разрывы мировых экономических цепочек и масштабные ограничения. В первую очередь попали под удар рынки услуг, сырья и всего, что связано с потреблением нефти, электричества и т.д. Эти сегменты падают, но усиливается, например, капитализация крупных цифровых компаний, таких как Amazon, Google, Apple, Facebook, Microsoft. Это еще раз подтверждает, что некоторые субъекты отдельных рынков в нынешних условиях укрепляют свои позиции. 

Кризис охватил не только спрос, но и предложение, и в этом его особенность, считает аналитик Белорусского института стратегических исследований Виталий Демиров. Ситуация существенно отличается от многих предыдущих мировых дефолтов. МВФ заявляет, что со времен Великой депрессии сейчас прогнозируется самый резкий спад глобальной экономики. И в основном это затронет, как ни странно, наиболее развитые государства. Уже сейчас, по данным США, отмечается рекордное сокращение американской экономики во втором квартале — почти на 33 % в пересчете на годовые темпы. 

У стран евразийского региона будущее выглядит более оптимистичным. В частности, по итогам первых четырех месяцев 2020 года ВВП Беларуси снизился только на 1,3 %, а ряд отраслей из-за отсутствия карантина продемонстрировали даже положительную динамику (сельское хозяйство +5,2 %, строительство +6,3 и розничный товарооборот +4,7 %). Умеренное падение за аналогичный период мы видим и у ВВП России — 1,9 % в годовом выражении. Все это требует в некоторой степени неординарных фискальных и валютных инструментов регулирования. Денежно-кредитная политика сегодня носит в целом довольно мягкий характер снижения процентных ставок, в том числе и в Беларуси. Однако параллельно в нашей стране происходит уменьшение объемов кредитования. То есть, несмотря на более низкий процент, чем в прошлые годы, объем кредитов от Нацбанка коммерческим фин­учреждениям сужался, что было вызвано стремлением удерживать инфляцию и сохранять ее на приемлемом уровне пятипроцентного коридора. Но подобная финансовая политика сдерживает и экономическую активность, ­несколько ограничивая возможности для пополнения бюджета в данный ­период.

Трудовые книжки — в онлайн 

Что ожидает человечество в ближайшей перспективе? Возможно, увеличится безработица. Дело в том, что успех высокотехнологичных компаний будет результатом внедрения самых современных технологий и уменьшения производственных цепочек, это вызовет определенное падение спроса на рабочую силу, уверен Виталий Демиров. 

Не исключено усиление тренда на появление достаточно мобильного слоя так называемых частично занятых работников. Это потребует корректировки соответствующего законодательства по трудоустройству, социальному страхованию и т.д. Сегодня в ряде стран обсуждают возможности внедрения своеобразных электронных аналогов трудовых книжек — специальных онлайн-регистров с более упрощенной формой ведения. Это позволило бы развивать рынки микрозанятости и эффективно сглаживать проблему безработицы. 

Предполагается, что станут более значимыми нестандартные творческие профессии. Если прошлый вид экономики требовал узких специалистов конвейерного типа, то сегодня на волне автоматизации возникает потребность в универсальных компетенциях. Сюда можно отнести дизайнеров, копирайтеров, фото- и видеоредакторов и т.д. 

В связи с ограничением передвижения грузов через границы будут набирать популярность бизнес-модели, которые основаны на логистике складских помещений и соответствующих цифровых платформах. Они станут эффективно соединять потребителей и поставщиков. А в качестве посредников окажется цифровая площадка, что позволит автоматически находить оптимальное бизнес-решение для всех участников процесса. 

Вернуться к прежним темпам

Сегодня складывается интересная ситуация. С одной стороны — традиционные для любого кризиса явления, а с другой — биржевые индексы на своих самых высоких позициях. Более того, наблюдается весьма необычный по ровности рост фондового рынка — то, что может ­называться пузырями, по-прежнему продолжает надуваться. Это означает, коронакризис 2020 года не выпустил весь пар, который находится в мировом финансовом чайнике. И это может быть детонатором новых потрясений в следующем году.

Одновременно с кризисом на углеводородном рынке более сильный толчок к развитию получает зеленая экономика. Не исключено, что из-за противоречий между этими сферами может упасть фондовый рынок.

Некоторые аналитики уверены: продукты питания могут реально подорожать из-за серьезных изменений в ценообразовании. Рикошетом это может отразиться на всем, что производится агропромышленным сектором.

Что касается инвестиционной деятельности, она будет продолжаться. Но сложность для бизнесменов — в определении, куда вкладывать средства. Как правильно оценить риски и все проблемные стороны, которые будут отражаться на мировом рынке?

По глобальным прогнозам, мировая экономика может в ближайшее время не вернуться к докризисным значениям. Да, она будет восстанавливаться, но очень медленно. Не исключено, что еще несколько лет показатели будут оставаться ниже уровня 2019 года, и главная задача — вернуть прежний темп развития стран. 

В ТЕМУ

В программе социально-экономического развития Беларуси на 2021—2025 годы предлагается обозначить новые меры поддержки бизнеса. Министр экономики Александр Червяков отметил, что спад экономической активности — реальность, с которой столкнулась не только наша страна, но и весь мир: «Пандемия поставила на грань выживания многие предприятия и отрасли экономики, особенно в малом и среднем предпринимательстве, столкнула бизнес-менеджмент с неопределенностью в выборе направлений инвестирования». По оценке Александра Червякова, благодаря принятому Главой государства решению не закрывать производства удалось заметно смягчить последствия эпидемии для предприятий и в целом для экономики Беларуси: «Несмотря на искусственно созданные шоки на финансовом рынке, сохранена макросбалансированность. Экономика продолжит восстанавливаться и по итогам работы приблизится к уровню прошлого года».

ДОСЛОВНО

Павел Каллаур, председатель правления Нацбанка:

— По итогам текущего года прирост потребительских цен ожидается около 6 %. В дальнейшем прогнозируется постепенное замедление инфляционных процессов. К концу 2021 года инфляция приблизится к целевому уровню 5 %. Этому будет способствовать преобладание продолжительных дезинфляционных факторов. Сейчас годовая инфляция в Беларуси ускорилась и по итогам октября составила 6,2 %. Внешние факторы в совокупности окажут сдерживающее влияние на инфляцию в Беларуси через цены импортируемых товаров, а также на экономическую активность страны в целом. На фоне пандемии сохраняется неопределенность относительно будущей траектории восстановления деловой активности в мире, в государствах — торговых партнерах Беларуси, а также ее влияния на нашу страну. 

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter