Беларусь готова поставлять в Россию уникальную пожарную технику

На всякий пожарный

Белорусы умеют делать пожарную технику. И производят ее на самом высоком уровне. В июле, посещая борисовское ООО «ПОЖСНАБ», на это обратил внимание Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Беларуси Борис Грызлов. Он напомнил, что необходимо сохранять зеленый фонд и белорусские пожарные машины могут обеспечить это направление.

Масштабы лесных пожаров в России в нынешнем году стали катастрофическими. Так что белорусская пожарная техника востребована как никогда.
АЛЕКСАНДР КОРОЛЬКОВ

Борисовчане эти слова воспринимают с оптимизмом, ведь в условиях санкций им есть что предложить соседям: полный цикл производства, проверенные конструктивные решения, инновационные технологии и материалы и многое другое, включая десятилетнюю гарантию и внушительный срок службы.

Борисовский «ПОЖСНАБ» на рынке уже 20 лет. И если предприятие начинало свой путь с типовых образцов, сегодня здесь есть машины буквально для любой напасти: непроходимые болота — на помощь придет комплекс на гусеничном ходу на базе армейского тягача МТ-Лбу (совместный проект «ПОЖСНАБ» с ОАО «140 Ремонтный завод»), который может вмещать 4 тонны воды и разгонится до 50 километров в час на суше и до 3 — на плаву. Случись пожар в многоэтажке, в дело идет автолестница АЛ-32 со съемной люлькой на вершине стрелы, которая обладает грузоподъемностью 220 килограммов, выдвинет лестницу не менее чем на 32 метра ввысь и обеспечит спасение людей с 10‑го этажа. Техника для борьбы с огнем в лесу и вовсе поражает многофункциональностью: например, пожарный комплекс ПЦ 2.0 (Ш‑406), изготовленный на самоходном шасси МТЗ, с емкостью для воды 2500 литров может не только тушить лесные возгорания, но и пригодится для работ по уходу, охране и защите лесных насаждений. Автомобили аэродромного тушения соответствуют всем требованиям международных стандартов аэропортовых служб в сфере спасения и пожарной безопасности (ICAO).


— Мы всегда делали ставку исключительно на пожарную технику, — поясняет заместитель директора по коммерческим вопросам Сергей Захаревич— И благодаря следованию четкому курсу удалось добиться глубокой компетенции в этом деле. Для обеспечения надежной работы своей техники мы испробовали массу материалов и технологий, внимательно изучали требования отечественных спасателей, ездили по всему миру, чтобы узнать потребности служб. Сегодня мы изготавливаем технику серийно, с ежемесячным выпуском продукции. В год это 250 единиц, но планируем в течение ближайшего периода удвоить эту цифру.

География поставок предприятия впечатляет: белорусские машины отправляются более чем в 15 стран по всему миру. Среди покупателей — Африка, Азия, Восток и Европа. Сергей Захаревич поделился секретом успеха: главный компонент — качество. ­«ПОЖСНАБ» — единственный на бывших просторах СССР производитель, предоставляющий 10‑летнюю гарантию пожарной надстройки! Кажется немыслимым, ведь техника — не какое-то легковое авто, а машина, способная работать в любой ЧС...


— Чтобы дать такое обещание, нужно было провести огромную исследовательскую работу. Например, среди жалоб спасателей вычленили одну из самых важных: цистерны для воды, которые делаются из металла, очень быстро приходили в негодность из-за коррозии, появлялись течи, расходились сварные швы. Мы начали производить их из усиленного армированного стеклопластика, и вопрос разрешился. Материал выдержит и 30 лет эксплуатации в разных условиях, например в Африке, где для тушения удобнее использовать морскую соленую воду, нежели пресную. Уверенно работает он и на экстремальном холоде — крупная партия цистерн прошла суровые испытания монгольскими морозами, — убеждает замдиректора.


Все детали надстроек отливаются из многокомпонентного состава и потом собираются, как пазл, на самом «ПОЖСНАБе». Все остальное производится в России и Беларуси. Например, автомобильные шасси: их закупают у ОАО «МАЗ». Также зачастую используются и российские производства ­КАМАЗ, ГАЗ и других производителей. Шины полноприводных пожарных автомобилей — результат работы белорусской «Белшины», до введения санкций здесь устанавливалась резина «Мишлен» и «Континенталь», но отечественные аналоги оказались ничуть не хуже. Двигатели автомобилей «МАЗ» тоже свои. А остальные комплектующие приезжают из России: пожарные насосы, отопители, лафетные стволы, фурнитура, редукторы, коробки отбора мощности...

Несмотря на возможности наращивания импортозамещения, проблемы в сбыте между союзными странами все же есть
ИНФОГРАФИКА «РГ» / ЛЕОНИД КУЛЕШОВ / ВИКТОР РАСТОРГУЕВ

Ежегодно «ПОЖСНАБ» закупает в РФ материалов и комплектующих более чем на сто миллионов российских руб­лей. На выходе получаются машины, способные конкурировать с европейскими стандартами качества. При этом в среднем, например, пожарная цистерна емкостью 5000 литров обойдется потребителю в зависимости от комплектации от 11 до 15 миллионов российских руб­лей. К слову, продукция борисовчан входит в программу льготного лизинга, с субсидированием части процентной ставки по договорам лизинга. Это стало возможным благодаря специальному указу ­­­­Президента Беларуси. Несмотря на возможности наращивания производства импортозамещающих машин, некоторые проблемы в сбыте между союзными странами все же есть.

— Значительно бы решило проблему, на мой взгляд, снятие для наших предприятий всех ограничений доступа к российским госзакупкам, включая возможность прямых поставок в рамках оборонного заказа, — отмечает Сергей Захаревич. — Механизм допуска к ним, предусмотренный решениями ЕАЭС, действующий сегодня, требует пересмотра. Уплата ввозного НДС, утилизационный сбор, установление условия по допуску к госзакупке для предприятий производителей Беларуси без подтверждения опыта исполнения госконтракта — далеко не полный перечень важных вопросов, которые надо решать. С особой надеждой мы рассчитываем на потенциал принятых на межправительственном уровне 28 союзных программ. Если все намерения оперативно реализовать, принятые корректировки помогут в воплощении импортозамещающих проектов, что очень актуально в условиях жесткого санкционного давления на нас.


Предприятие в Борисове дает 10-летнюю гарантию на всю свою пожарную технику, что уникально

Несмотря на возможности наращивания импортозамещения, проблемы в сбыте между союзными странами все же есть


Как в России

Сегодня в России налажено производство широкого ряда пожарной техники, от простых автоцистерн до телескопических подъемников с высотными стволами. Новинки регулярно демонстрируются на специализированных выставках и поставляются в подразделения МЧС. В их числе «Ель», «Кедр», «КРУС», «Атаман», «Стражник», «Шквал»...

Подобное разнообразие необходимо, так как условия тушения в России уникальны. Это связано с большими расстояниями и перепадами температур. Попробуйте потушить многоэтажку, скажем, в Якутии, где температура под минус 70. Пожары случаются не только в жилых домах, но и на нефте- и газоместорождениях. Поэтому российские конструкторы создали автомобили с насосами, способными обеспечить быстрый подогрев воды и колоссальное давление огнетушащей жидкости, чтобы пожарные рукава элементарно не превращались в лед.

А вот в элитных жилых комплексах необходима техника с точечным тушением. В Москве на такие пожары выезжает автомобиль столичного главка МЧС «Гюрза». Основным его преимуществом является возможность бесконтактного тушения. Таких машин в мире нет больше ни у кого. С помощью «Гюрзы» можно тушить закрытые бронированные помещения: буквально за секунды спецустройство проделывает небольшое отверстие в металлической двери или бетонном заборе, через которое и происходит тушение пожара.

Среди новинок выделяется пожарный кран для тушения высоток. С помощью крановой установки можно подавать воду на высоту до 50 метров с расходом 60 литров в секунду. Другая уникальная установка — пеноподъемник для тушения крупных пожаров на промышленных объектах: он тушит не водой, а специальной пеной, которую производит сам на месте происшествия. Пену можно подать на высоту до 30 метров.

Роботизированный комплекс «Кедр» создан для тушения больших лесных пожаров в труднодоступной местности без участия человека. Специалисты МЧС России оснастили его электроникой и системами видеонаблюдения. Для тушения обширных лесных пожаров используется мобильный насосно-рукавный комплекс «Водолей». По виду это обычная пожарная машина. Все дело в начинке. Среди снаряжения «Водолея» — два погружных насоса производительностью до 250 литров в секунду каждый. Они могут перекачивать на большие расстояния холодную, горячую, морскую воду, а также водно-топливные смеси. Среди всего многообразия пожарных машин Россия занимает, пожалуй, первое место по производству шасси. Их делают ЗИЛ, КАМАЗ, МАЗ, Урал...


krush@sb.by

Тимофей Борисов

borisov@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter