Пандемия научила нанимателей вкладывать средства в здоровье сотрудников: кто и почему страхует работников по ковидным программам

На всякий ковидный случай

Кто и почему оформляет страховые полисы по ковидным программам

Пандемия заставила всех по-новому посмотреть на ценность каждой единицы в трудовом коллективе. Один работник зара­зился — под угрозой весь отдел, этаж, корпус. Ломай голову, руководитель, как и кем закрыть кадровую брешь и выполнить все поставленные задачи. Вирус-то коварен — листок нетрудоспособности может затянуться на долгое время… На страховом рынке Беларуси немало предложений оформить специальные корпоративные полисы. Кто ими воспользовался и остался в выигрыше — узнала корреспондент «Р».

Оплату страховых взносов в поликлинике взяли на себя наниматель и профсоюзная организация примерно в равных долях. Сами работники ничего не платят.

Подушка безопасности для медика

Первыми из столичных медучреждений страхование от COVID-19 апробировали в 6-й поликлинике. Договор со страховой компанией заключили в апреле прошлого года, когда началась первая волна заболеваемости. Профсоюзный лидер Елена Кудина узнала о такой возможности из СМИ и предложила главврачу Елене Пуцило заключить договор добровольного страхования от опасных заболеваний, в перечень которых была включена и новая коронавирусная инфекция.

— Тогда никто не мог прогнозировать ни масштабы заболеваемости COVID-19, ни тяжесть его последствий, — вспоминает Елена Кудина. — Было страшно за здоровье и жизнь сотрудников. Хотелось сохранить кадры, спокойную атмосферу в коллективе и защитить, поддержать персонал, в том числе и финансово.

Оформление корпоративного полиса заняло около двух недель. Застраховали всех без исключения. Первыми в списки попали те, кто оказывал помощь инфицированным пациентам. Оплату страховых взносов взяли на себя наниматель и проф­союзная организация примерно в равных долях. Для самих работников поликлиники страховка оказалась полностью бесплатной. Своего рода бонус за то, что люди остались трудиться в сложное время.

За весь период от первой до третьей волны пандемии заболели чуть более 100 сотрудников, это около 40 процентов. Все получили страховые выплаты — от 300 до 600 рублей в зависимости от длительности листка нетрудоспособности и тяжести заболевания. Летальных случаев не было, хоть пневмонии с необходимостью в кислородной поддержке имели место. Трое заболели дважды, и страховые выплаты они тоже получили в обоих случаях.

— Сумма выплат превосходила взносы в несколько раз, — констатирует профсоюзный лидер. — Корпоративный полис стал для нас существенной поддержкой. Люди тратили деньги на реабилитацию, лекарства и витамины. Все были благодарны.

В 2021-м сотрудничество со страховой компанией поликлиника решила продолжить — в мае заключили договор еще на год. Правда, условия корпоративного полиса немного изменились — увеличились суммы страховых взносов. В связи с тем что сейчас из-за пандемии внебюджетный фонд в учреждении минимальный — а это один из источников финансирования страховых взносов, — полис оформили только на тех, кто непосредственно контактирует с пациентами: инфекционистов, работников рентген-отделения, терапии — примерно половина коллектива.

— Остальных сотрудников мы будем поддерживать иным образом. В случае если человек заболеет, то материальная помощь будет оказана согласно коллективному договору в суммах, эквивалентных страховым выплатам, — поясняет профсоюзный лидер.
Корпоративная страховка во многом помогла учреждению сохранить кадры в очень сложный период
Сегодня ситуация с заболеваемостью коронавирусом, констатируют в поликлинике, улучшается.

— Мы возлагаем большие надежды на вакцинацию, которая уже дает эффект, — говорит Елена Пуцило. — Если в первом полугодии прошлого года COVID-19 у нас болели 27 работников, то в этом только трое.

В целом администрация поликлиники полагает, что корпоративная страховка во многом помогла учреждению сохранить кадры в очень сложный период.

— Текучести кадров вообще не было, — отмечает главврач. — Только единичные случаи увольнения пожилых сотрудников, вызванные объективными причинами. Кстати, в 2021-м некоторые из уволившихся возвратились.

Медицинские организации — одни из первых, кто заинтересовался вопросами страхования с учетом рисков коронавирусной инфекции.

Трансформация сознания

Начальник управления медицинского страхования Белгосстраха Людмила Кулак рассказала, что на ситуацию с пандемией компания отреагировала уже в середине марта прошлого года — риск заражения новой инфекцией включили в полис добровольного страхования от опасных заболеваний: COVID-19 пополнил длинный перечень различных болезней, в том числе инфекционных — гепатит С, ВИЧ, туберкулез. Также риск заболевания COVID-19 появился в таком классическом виде страхования, как страхование от несчастных случаев и заболеваний. Если впервые за период действия договора клиент заболел коронавирусом и это повлекло за собой тяжелые последствия — инвалидность либо смерть, производится страховая выплата. В добровольном страховании медицинских расходов появилась программа «Антиковид», согласно которой компания возмещает платные медицинские услуги по диагностике заболевания и реабилитации после уже перенесенной коронавирусной инфекции.

Все три вида добровольного страхования, которые предусматривают риски коронавируса, очень востребованы. В этом году заключены индивидуальные договоры с 7825 гражданами, а еще 40 540 человек застрахованы за счет юрлиц. С марта 2020-го и по сегодняшний день Белгосстрах выплатил более 9 миллионов рублей по страховым случаям 18 тысячам человек. В основном это сами заболевшие, но есть и наследники — в случае смерти застрахованного. Средняя сумма выплат — 500 рублей.

То, что чаще страхуют людей наниматели, Людмила Кулак объясняет так:

— Руководство предприятий и организаций сегодня заинтересовано материально поддержать работника в случае заболевания. Если половина коллектива долго болеет, согласитесь, об эффективности и продуктивности можно забыть. А ведь в таком положении рискует оказаться любой наниматель. Выплаченные по полису деньги позволят сотруднику пройти более качественную реабилитацию и быстрее стать в строй.

Если от застрахованных работников много положительных отзывов, то для самой компании включение COVID-19 в состав других страховых продуктов оказалось делом крайне невыгодным.

— Массовые выплаты по страховым случаям ухудшили финансовый результат от проведения этого вида страхования, — констатирует Людмила Кулак. — Но поскольку нам важно сохранить свой имидж — мы все-таки самая крупная страховая организация страны, представительства которой есть в каждом районе, — то осознаем свою социальную ответственность. Именно поэтому только в мае этого года изменили условия страхования: увеличили суммы взносов, исключили возможность повторных выплат за период действия договора.

Интерес к страхованию, в котором преду­смотрен риск заболевания инфекцией, сохраняется сейчас как со стороны физлиц, так и юрлиц: особенно в медицине, сфере обслуживания, торговле, образовании — там, где приходится много контактировать с людьми.

— Коронавирус изменил сознание нанимателей, — говорит Людмила Кулак. — Раньше в основном руководители относились к страхованию как к дополнительным финансовым расходам, а сегодня — как к возможности предотвратить тяжелые негативные последствия для предприятия, своего рода инвестиции в поддержание здоровья людей и сохранение коллектива. Медстраховка становится неотъемлемой частью социального пакета.

КОМПЕТЕНТНО

Ирина МЕРЗЛЯКОВА, генеральный директор Белорусской ассоциации страховщиков:

— Примерно около трети белорусских страховых компаний в прошлом году пробовали предлагать потребителям страховку от заболевания COVID-19 в чистом виде. Однако впоследствии большинство страховщиков от такой практики отказалось. Дело в том, что страхование только от коронавирусной инфекции противоречит самой природе страхования. Пандемия относится к форс-мажору, при котором страховые выплаты исключаются. Если это все же делать, тогда страхование заведомо убыточно: мы заранее знаем, что заболеет этим вирусом очень много людей, поэтому суммы выплат будут очень большими, превышающими суммы страховых взносов. Логику страховщиков можно понять: полис от COVID-19 предлагали с учетом спада заболевания летом 2020 года. Но когда пошла вторая волна, стало ясно, что это чистой воды авантюра.

Другое дело — включение риска заболевания COVID-19 в общие полисы. Там другие условия и более высокие тарифы. С учетом внедрения массовой вакцинации и снижения заболеваемости общие страховки, включающие риск заражения коронавирусом, могут иметь перспективы развития.

kozlovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter