У долгожителей есть свои секреты

На все сто

«Никому не завидуй и не бери в долг», — учит моя 93–летняя бабушка, подкрашивая губы перед визитом к подруге. «Не волнуйся — это сделает тебя моложе», — поделилась на днях секретом на канале Би–би–си 111–летняя британка Грейс Джонс, поднимая бокал шампанского в честь очередного дня рождения. А прожившая 122 года и 164 дня француженка Жанна–Луиза Кальман не упускала возможности упомянуть, что получает удовольствие при любом удобном случае, соблюдает принципы морали и ей не о чем жалеть. В Беларуси около 400 человек перешагнули столетний рубеж. Хотя феномен долгожительства у нас, к сожалению, прицельно не изучается, у специалистов, плотно работающих с самыми возрастными пациентами, хватает интересных наблюдений. Что же дает пропуск в долгую жизнь? Какие качества стоит в себе культивировать, чтобы сплясать на свадьбе не только внуков, но и праправнуков? Разобраться корреспонденту «СБ» помогла Любовь ВОРОНИНА, доцент кафедры геронтологии и гериатрии с курсом аллергологии Белорусской медицинской академии последипломного образования.


Официально старость, по классификации ВОЗ, стартует в 75 лет. А долгожителями считаются те, кому более девяноста. Однако с ростом продолжительности жизни на планете эта градация устаревает прямо на глазах. И все чаще звучат предложения пересмотреть ее в сторону повышения возрастной планки. Любовь Воронина удивляет:

Фото  Артура  ПРУПАСА.
— Если посмотреть на мировую тенденцию, то средний возраст людей, которые занимаются политикой, бизнесом, наукой, творчеством, — около 70 лет. Возьмем Трампа, Меркель... Если отталкиваться от нынешней классификации, то что же получается: очень пожилые люди определяют направление развития мира? Но мы же видим, насколько это сейчас продуктивный возраст. За последние 30 — 50 лет в мире число 90–летних и даже 100–летних выросло. То есть идет увеличение не только продолжительности жизни в среднем, но и числа долгожителей. Есть еще одна интересная тенденция — сдвинулся репродуктивный период. Выключение детородной функции у женщин стало идти позже: не в 43 — 45, как раньше, а в 50 — 54 года. Сейчас никого не удивишь родами в 45 и старше. Да, звучат разные мнения о том, что является большей угрозой для потомства: возраст матери или отца? Есть работы, доказывающие, что генетические поломки идут по мужской линии. Но считать ли 50–летнего отца старым? Если расчеты демографов Института народонаселения при ВОЗ верны и средняя продолжительность жизни в XXI веке составит 100 — 105 лет, то этот возраст будет самым расцветом.

Изучение долгожителей активно велось в США, России, Японии. Отмечалось, что у тех, кто дожил до ста, обычно поздно начинался процесс разрушения зубов, был понижен уровень холестерина в крови и в целом анализы демонстрировали нормальные биохимические и иммунологические показатели. Как правило, у них не было остеопороза и не наблюдалось значительных проблем с суставами. У многих сохранились хорошие слух и зрение. Зачастую эти показатели были на уровне 30 — 40–летних людей. В итоге родилась интересная гипотеза: некоторые факторы, которые являются патогенными для 50 — 60 — 70–летних, например плохая экология, вдруг перестают оказывать свое влияние после девяноста. Организм словно заново отстраивается. Например, всем известна компенсация близорукости, которая происходит с годами. У кого–то нормализуется повышенное давление. Любовь Воронина поясняет, что это уникальное явление уже назвали «феноменом уклонения от смерти». По ее словам, не вызывает сомнений тот факт, что старение генетически не обусловлено — это просто побочный продукт развития заложенной в генах программы. А значит, оно необязательно должно быть именно таким, каким мы его видим. Да и вообще, должно ли оно быть? Ведь в природе есть нестареющие организмы: голый землекоп, пресноводная гидра, некоторые виды окуней, медуз, черепах, моллюсков. Однако пока старение существует, человечество неустанно ищет рецепт молодости. Например, российские исследователи выяснили, что долгожители часто неравнодушны к сладкому, из которого предпочитают мед, и молочным (кисломолочным) продуктам. Кроме того, они оптимисты, редко меняют место жительства и не переживали развод.

Любовь Петровна, впрочем, считает: вопросы питания тут вторичны, хотя и важны:

— Вариант средиземноморской диеты, богатой омега 3–6–9 полиненасыщенными кислотами, микроэлементами, витаминами, всем пойдет на пользу. Но на первое место почти все исследователи ставят социальные и психоэмоциональные факторы. Американцы полагают, что для долголетия главную роль играет уровень доходов, а японцы — что чувство нужности, собственной значимости, уважительное отношение в семье, профессиональной среде. По своей практике вижу, что важен еще и интерес к жизни. Например, у нас был пациент за 90, которого поместили в палату с мужчинами около 70 лет. Он все время ходил на прогулки, общался — ведь с соседями ему было не о чем говорить: они лежали и жаловались на свои болячки... Периодически у нас наблюдается человек, который сделал бизнес на пчеловодстве. Ему под 90 лет, он носит бандану и постоянно на телефоне, решает вопросы. Рассказывал, что, когда вышел на пенсию, был очень больным и поехал доживать свое в деревню, считая, что ему ничего больше не осталось. И там вдруг открылась вторая жизнь. Он увлекся пчеловодством, стал есть мед, прислушиваться к своему организму, устраивать разгрузочные дни. И почувствовал себя счастливым. Уже освоил компьютер, подумывает учить иностранный язык. Кстати, изучение языков во взрослом возрасте я бы рекомендовала всем: это великолепная профилактика болезни Альцгеймера. Также важно тренировать моторику рук. Как правило, долгожители выглядят намного моложе своего возраста и постоянно работают над собой. Занимаются различного рода гимнастиками, в том числе дыхательными, делают самомассаж. Кто–то использует восточные техники, варианты йоги, кто–то сам придумывает комплексы упражнений или предпочитает длительные прогулки. Одному пациенту нравились турники — он занимался каждый день независимо от того, плохо ему или хорошо. Почти все плавают, причем часто окунаются в холодную воду. У одних это моржевание, у других — контрастные души, а третьи просто любят до глубокой осени купаться в ближайшем озере или речке. Также им свойственно позитивное мышление. Даже если их что–то расстроило, потом они все равно стараются переключиться на хорошие мысли. И этот момент крайне важен! Тело подтягивается к мыслям.

Фото  Павла Чуйко.

К сожалению, установки в нашем обществе пока плохо способствуют долголетию. И их надо менять. За рубежом человек, который в 60 — 70 лет пойдет учиться потому, что хочет поменять профессию, никого не удивит. У нас же распространено мнение, что если тебе за 60, то уже ничего не нужно. Вышел на пенсию — вот тебе поликлиника и воспитание внуков. Все лучшее детям, а себе уже ничего не надо — ни новой одежды, ни денег, ни увлечений... С этим, убеждена Любовь Петровна, необходимо бороться. Ведь все начинается с головы. Если человек понимает, что он еще молод и впереди много интересного, он будет и тренироваться, и увлекаться. Показательный пример: одна дама призналась доктору, что, когда ей исполнялось 70 лет, дети хотели подарить ей очень красивую шубу. Но она отказалась под предлогом «сколько мне осталось?!». С врачом об этом она заговорила, когда ей исполнилось уже 90. И обронила: «Вот теперь я понимаю — могла бы еще и не одну шубу сносить!» Этот, возможно, достаточно приземленный случай прекрасно показывает: никогда нельзя зарекаться, отказываться от новых возможностей и поводов для радости.

ВОПРОС РЕБРОМ

Есть ли «таблетка молодости»?

Пока лекарства, замедляющие старение, — это скорее маркетинг, чем правда. Для поддержания организма в тонусе геронтологи советуют обратить внимание на витаминно–минеральные комплексы и адаптогены — тонизирующие средства вроде корня женьшеня, гинкго билоба. Такие добавки, кстати, очень популярны в Японии — мировом лидере по числу долгожителей.

КСТАТИ

Благополучная семейная жизнь действительно способствует долголетию, но жить при этом паре в возрасте лучше (и спокойнее) отдельно от детей и внуков, своими интересами. Что, конечно, не исключает общения со взрослыми детьми, походов в гости. Любовь Воронина поясняет: если за плечами у супругов долгая семейная жизнь, то, как правило, они нужны друг другу, дополняют партнера, чувствуют в его присутствии себя комфортно, защищенно. И это создает хороший фон для долгой жизни.

ЦИФРЫ «СБ»

На июль в нашей стране было 395 жителей старше 100 лет. В лидерах — Витебская, Гродненская и Минская области: в каждой по 65 человек, живущих дольше века.

vasilishina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter