На Восточном кладбище в Минске открыли памятник Ростиславу Янковскому

На Восточном кладбище в Минске открыли памятник Ростиславу Янковскому, которого знала и любила вся страна. В каждом из своих спектаклей на сцене Национального драмтеатра имени Горького он играл так, что зал забывал о театральной условности. До самого конца, на протяжении почти 60 лет Янковский держал публику в постоянном напряжении и предвкушении. Сыграл больше 60 незабываемых ролей в кино, подарил Минску международный кинофестиваль «Лiстапад», по–отечески опекал коллег и стал образцом для подражания поколений актеров и зрителей. Родные, друзья, поклонники, народные и заслуженные артисты — все, кто пришел вчера к его памятнику, — говорили, по сути, одни и те же слова. Как сильно его не хватает и вслед за этим — «спасибо». Каждому было за что его благодарить.


- В памяти всех, кому довелось работать и жить с ним в одно время, Ростислав Иванович остался человеком, чья неиссякаемая творческая энергия, честность, принципиальность и верность белорусскому театральному искусству снискали всеобщее признание и уважение, - выразил общее настроение министр культуры Юрий Бондарь. - Своим служением театру и народу он прочно вошел в плеяду творцов, составивших золотой фонд белорусской культуры и искусства.



Скульптор Николай Байрачный изобразил Ростислава Янковского в камзоле Кароля Станислава Радзивилла, образ которого народный артист СССР воплотил одним из последних. Но когда сбросили покрывало, некоторые из собравшихся не смогли сдержать слез, увидев не короля на троне, не актера на сцене, а близкого человека. Слегка уставшего, но с таким знакомым мудрым и мягким взглядом. «Отец — как живой», — оценил скульптуру сын актера кинорежиссер Владимир Янковский. «Если бы Славочка это увидел, сказал бы, что это хорошо», — согласилась с ним актриса Национального академического драматического театра имени Горького Белла Масумян. После чего все, кто мог себе позволить обращаться к народному артисту без отчества, стали вспоминать детали, в которые публика не была посвящена.


- Если всех зрителей, которые видели его в кино и театре, собрать в одном месте, это будет многомиллионный город под названием Ростислав, - рассуждает патриарх Горьковского театра режиссер Борис Луценко. - Но мне хотелось бы рассказать, каким щедрым он был, как любил актеров, как добивался для них квартир, званий. Заменить такого некем.

Актер Андрей Душечкин начинает декламировать известные строчки из поэзии Давида Самойлова о том, что «нельзя беречься»:

- Ростислав Иванович очень любил эти стихи. Часто читал их на торжественных вечерах, а иногда - по-приятельски мне в гримерке. И вы знаете, эти строки вполне можно воспринимать как его заповедь всем нам. Янковский не берег себя никогда - ни в поступках, ни в отношении к людям, ни на сцене.


Тем временем к памятнику тянулись все новые люди – с роскошными корзинами цветов, со скромными букетиками. А после всех к нему подошла Нина Давидовна, вдова Янковского. И долго-долго держала бронзового актера за руку.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter