Источник: Знамя юности
Знамя юности

В Гомеле участников «Летнего патруля» учили спасать тонущих и «воскрешать» пострадавших

На воде, на земле

Стартовал «Летний патруль». Участники акции – активисты БРСМ – помогут в предотвращении несчастных случаев на воде. И, похоже, работы им хватит. Только за прошлые выходные в стране утонули 16 человек. Среди погибших – 16-летний парень. Вместе с сотрудниками ОСВОД и МЧС патрули будут заниматься профилактикой. Но, может статься, в любой момент им придется спасать тех, кому словом уже не поможешь. Для готовности к таким ситуациям в Гомеле провели практический семинар. Вместе с ребятами навыки спасения утопающих постигали корреспонденты «Знаменки».

Мастер-класс от МЧС и ОСВОД

Встреча в заливе

На семинар приехали более сотни парней и девушек из всех районов области. Второй секретарь Гомельского обкома БРСМ Евгения Кахаева рассказывает:

– Это бойцы молодежных отрядов охраны правопорядка, которым предстоит контролировать места отдыха на воде. Кроме того, с первого мая в Гомеле работает студенческий отряд матросов-спасателей ОСВОД. Такая практика дает положительный результат уже на протяжении четырех лет. 

Местом сбора стала открывшаяся недав­но пожарная аварийно-спаса­тель­­ная часть. После экскурсии по ней участники совершили небольшой марш-бро­со­к. Семинар продолжился в яхт-клубе на живописном заливе Сожа. Шикарных яхт, стоящих мил­лионы долларов, здесь, разумеется, нет, но и спортивные парусники смот­рятся отлично. 

Плавным движением руки

Мастер-классы проводили те, для кого спасение жизней – повседневная работа: сотрудники МЧС и ОСВОД. Всеобщее внимание завоевал харизматичный медик пожарного аварийно-спасательного отряда Гомельского областного управления МЧС Евгений Авсюкевич. Помимо службы в спасательном отряде он также работал на скорой помощи. В общем, вытаскивал людей с того света не единожды. 

Все «трюки» выполняли профессионалы — не повторять!

Используя манекен, офицер рас­сказывает о проведении сердечно-легочной реанимации. Пожалуй, самый известный способ спасти человека. Однако не все, даже взрослые и опытные люди, умеют грамотно его применить. Нюансов в этом деле немало. Взять, например, главный элемент – компрессию, которая выполняется нажатием на грудную клетку пострадавшего. Каждое слово Евгений сопровождает демонстрацией на манекене:

– Очень важно при этом правильно расположить ваши руки. Иначе вы, во-первых, быстро устанете, а во-вторых, не сможете оказать помощь эффективно. Механизм заключается в том, что мы как бы зажимаем сердце пострадавшего между грудиной и позвоночником. Когда надавливаем, сердце выталкивает кровь, при ослаблении – наполняется ею. При этом требуется размеренный ритм, с небольшими равномерными паузами между нажатиями. Не нужно стучать, компрессии должны иметь волно­образный характер. 

Учиться дышать 

Есть свои тонкости и при выполнении искусственной вентиляции легких (в обиходе – искусственное дыхание). В первую очередь нужно позабо­титься о своей безопасности. Подойдет элементарное подручное средство – носо­вой платок. 

– Запрокидываете голову пострадавшего назад, зажимаете ноздри и дела­ете глубокий вдох в открытый рот, – спасатель обводит взглядом притихших ребят. – Ждете, пока человек выдохнет, максимум одну-две секунды. Затем повторный вдох. Ни в коем случае не дышите, когда делаете компрес­сию. Это может привести к баро­травме, про­изойдет отек легких – и человек умрет быстрее, чем вы его спа­сете. Вопросы есть? 

Каждое лето вода и беспечность уносят десятки жизней

Вопросы есть, это прекрасно, значит, ученики действительно вникают в происхо­дящее. Но лучший способ получить ответы – попробовать собственные силы. Попрактиковаться решились студенты Белорусского государствен­ного университета транспорта. Вначале не обходится без ошибок, однако по мере их устранения все получается. 

Интересуюсь у ребят, что нового они узнали?

Денис Шугов отвечает:

– Увидели, как это делается на практике от начала до конца. На допризывной подготовке нас в основном учили накла­дывать бандажи при переломах. А вот что касается сердечно-легочной реанимации, полная картинка сложилась только сегодня. 

– Общее представление, конечно, имелось, – дополняет товарища Сергей Гончаров. – Но многих особенностей техники реанимации я не знал. Теперь, когда все наглядно показали, есть четкое понимание, как это нужно делать.

Экстремальный опыт 

Тем временем на причале учатся бросать спасательный круг и конец Александрова. Приспособление, спасшее множество жизней, больше века назад сконструировал российский матрос Василий Александров. Оно представляет собой длинный и тонкий трос из полипропилена. На нем имеются поплавки, а на одном из концов – утяжелитель с петлей. Его бросают утопающему, а другой конец остается у спасателя. Задача тонущего – ухватиться за петлю. При этом поплавки дополнительно поддерживают человека на поверхности. При всей простоте устройства навыки обращения с ним требуют тренировок. 

Во время компрессии ключевую роль играет расположение рук
 
После нескольких неудачных попыток у Алины Афанасьевой из Го­мельского государственного аграрно-эко­номического колледжа начинает получаться: 

– Несколько лет назад мне пришлось столкнуться с реальным ЧП на воде. Вместе с девочкой, приехавшей на каникулы из города, пошли купаться на Сож. Она заплыла подальше и стала тонуть – пыталась кричать, барахтаться в воде. Я подплыла, чтобы помочь, но в итоге мы едва не утонули обе. Она ничего не понимала, не слышала, кричала и судорожно цеплялась. Мне едва удалось отцепиться, немного успокоить ее, и только после этого мы кое-как добрались до отмели. Ужасное воспоминание. 

Разумеется, для обретения полноценных навыков спасения и оказания экстренной медпомощи одного занятия недостаточно. Как и во всяком деле, нужна регулярная практика. Такая, при которой каждое действие и весь алгоритм доводятся до автоматизма. 

Стоит учитывать мощный стресс, которому подвергается неподготовленный человек в экстремальной ситуации. Но и это преодолимо. Главное – четко знать, что требуется сделать. А для этого необходимо одно – тренироваться.

СКАЗАНО

Ксения Тур, официальный представитель Гомельского областного управления МЧС:

– Полезность такого формата обучения в том, что ребята имеют возможность увидеть все вживую, задать вопросы специалистам и тут же применить знания на практике. Мы также рассчитываем, что впоследствии, действуя по принципу «равный обучает равного», активисты БРСМ будут делиться знаниями с друзьями и близкими. В свою очередь совместно с другими заинтересованными ведомствами планируем проводить такие семинары регулярно.

prolesk@sb.by

Фото Таты КАВЕРИНОЙ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter