На внешнем рынке нужны железные локти

Беларуси необходимо искать новые рынки сбыта техники

Зачастую отечественные предприятия продолжают штамповать технику и гадать, купят ее потом или нет
К каждому покупателю нужен свой подход. Аксиома известная. Падение цен на нефть и девальвация российского рубля обвалили поставки на основной наш рынок — Россию — на полтора миллиарда долларов. А всего экспорт в прошлом году составил 43,6 миллиарда долларов вместо запланированных 66,2 миллиарда. «Просели» продажи тракторов, седельных тягачей, грузовых автомобилей, особенно карьерных самосвалов. Зачастую отечественные предприятия продолжают штамповать технику и гадать, купят ее потом или нет.

Но и Таможенный союз, и возможности единого государства не гарантируют нашим производителям свободный выход даже на российский рынок. Географическая диверсификация еще далека от желаемой. На долю всего пяти стран приходится почти три четверти зарубежных поставок. Большая часть объема экспорта, естественно, завязана на Россию.

Будем откровенны. После вступления наших основных торговых партнеров в ВТО конкуренция значительно обострилась. Воспользовавшись упрощением условий ввоза, зарубежные импортеры наращивают здесь свое присутствие. Производителям Беларуси, Казахстана, да и той же России приходится потесниться. Ничего не поделаешь — рыночные законы.

Первыми их ощутили на себе отечественные тракторо- и автомобилестроители. Так, экспорт грузовиков «МАЗ» упал в прошлом году почти на 30 процентов. И дело не только в возросшей конкуренции. В январе прошлого года Россия ввела новые правила утилизационного сбора. Вообще-то они действуют с осени 2012 года, однако на этот раз коснулись и белорусской техники. Теперь утилизационный сбор стал уплачиваться в бюджет не страны-производителя, а той, где автомобиль куплен.

Проще говоря, приобретая «МАЗ» в каком-либо российском регионе, покупатель должен доплатить еще более 150 тысяч рублей в бюджет России за будущую утилизацию грузовика. Разумеется, цены на машины из Беларуси из-за этого заметно выросли.

К тому же по решению российского правительства приоритетным стало субсидирование именно местных производителей сельхозтехники. Что ж, после вступления России в ВТО ситуация была вполне предсказуема. Но отечественные предприятия оказались к ней просто не готовы. Снижение объемов экспорта лишь частично компенсировали за счет новых партнеров. Задача на ближайшие два года — продолжить эту работу.

В нынешнем году за счет внешней торговли страна планирует заработать почти 53 миллиарда долларов. Чтобы решить задачу, надо снять многие вопросы. В частности, до сих пор отсутствует эффективная ценовая стратегия, есть проблемы с качеством и сервисным обслуживанием техники.

Правительство рассчитывает до 5 миллиардов долларов увеличить поставки в Китай, страны Персидского залива, Африку и Латинскую Америку. В том числе за счет активного участия в тендерах и создания совместных сборочных производств. Теперь экспортерам нужно знать географию назубок.

Да, сегодня продавец вынужден сам идти к покупателю. Таковы реалии времени. Впрочем, диверсификация экспорта ни в коем случае не означает уход с российского рынка. Только работать там надо на порядок эффективнее и энергичнее. Конкуренты тоже не спят в шапку.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости