На вкус и цвет

Не покупайте синее топливо. Скорее всего, оно — ворованное!

Не покупайте синее топливо. Скорее всего, оно — ворованное!


Об уголовных делах против махинаторов, которые по цене дизельного топлива продавали сельхозпредприятиям более дешевое печное, — наша газета писала не раз. Были разработаны и меры борьбы с хищениями и злоупотреблениями. Подразделения концерна «Белнефтехим» стали окрашивать печное топливо в красный цвет, а дизельное и 80–й бензин для сельхозорганизаций — в зеленый и синий. Однако действенны ли эти меры?


Несмотря на «ход краской», со столов следователей папки с уголовными делами по топливным мошенничествам не исчезли: одни материалы готовятся к передаче в суд, сведения по другим только сейчас выплыли наружу. Одна из главных сложностей в том, что неокрашенное печное топливо от дизельного на глазок не отличишь — и то, и другое светлое, с не шибко приятным запахом. Приборов экспресс–анализа в хозяйствах нет, поэтому и претензии поставщикам предъявить было сложно, хотя некоторые водители замечали: плоховата солярочка по качеству...


Вот пример того, как это было.


— Дизтопливо выгружаете? Стоп! Остаток перекачиваем в другую емкость! — ранним утром 14 октября 2006 года сотрудники ОБЭП не напрасно приехали в СПК «Торгуны» Докшицкого района. Сопроводительных документов на нефтепродукты у поставщика не оказалось, зато в машине лежала пачка чистых товарно–транспортных накладных.


— Накладные на солярку остались в другой машине, — оправдывался директор фирмы «Торгмаксима» Сергей Маков. — Сломались в пути, пришлось перецепить автоцистерну на другой тягач, бумаги в той кабине забыл. Сейчас позвоню, все привезут.


Через два часа оперативники прочли в накладной, что «Торгуны» купили не дизельное топливо, как заказывали, а печное бытовое. Визуально их отличить невозможно, и чтобы установить, что же на самом деле привез Маков, милиционеры взяли пробы. В лаборатории Мозырского НПЗ определили: в автоцистерне и в емкостях склада ГСМ было действительно печное топливо, которое дешевле солярки почти в два раза. На одной такой поставке аферисты зарабатывали до 20 миллионов рублей.


Расследование деятельности ТЧУП «Торгмаксима» из райцентра Глубокое длилось больше года, доказано 34 факта обмана потребителей, ущерб превысил полмиллиарда рублей. В итоге суд Железнодорожного района Витебска приговорил мошенников к трем годам лишения свободы с конфискацией имущества.


Что изменилось после того, как топливо — печное и дизельное — стали окрашивать в разные цвета? По словам старшего оперуполномоченного по особо важным делам УБЭП МВД Владимира Размерова, за минувшие месяцы краж топлива из резервов сельскохозяйственных предприятий действительно стало меньше. Причина? По слухам, на «черном» рынке цена зеленой (читай — краденой) солярки с 1.000 рублей за литр упала до 300. Все же психологически отважиться на покупку явно ворованного топлива сложнее, чем «неизвестно где взятого». Однако вскоре кривая хищений может снова поползти вверх...


— Проблема в том, что, даже задержав автомобиль, скажем, с зеленым дизтопливом в баке, водителю мы предъявить ничего не можем. Нужно заполнять пробелы в законодательстве, — констатирует Владимир Размеров. — Во–первых, необходимо запретить использование подкрашенного топлива в машинах, не имеющих отношения к сельскому хозяйству. А во–вторых, прописать в административном кодексе ответственность за это — вероятно, весомый для кошелька штраф. Иначе мы рискуем вернуться к тому, с чего два года назад начали...


Между тем окраска топлива породила и слух, ни подтвердить, ни опровергнуть который со стопроцентной уверенностью нам не удалось: мол, цветная солярка засорит и испортит двигатель, чаще придется менять топливные фильтры...


— Дать однозначный ответ пока не могу, трактористы и механизаторы расходятся во мнениях: одни говорят, что замечают разницу в работе двигателей на обычном и крашеном топливе, другие утверждают обратное, — пожимает плечами председатель СПК «Восход–Агро» Молодечненского района Александр Герс. — Вот пройдет еще немного времени — тогда будем делать выводы.


— Как меня самого заверили в «Белнефтехиме», используемая немецкая краска абсолютно безопасна для двигателя, — отвечает на тот же вопрос Владимир Размеров. — В ее составе — только органические вещества, и сгорая, она не оставит осадка или липких следов. Так что, на мой взгляд, опасаться нечего.


Чем в конце концов обернется новация с крашеным топливом — покажет время. Мы будем следить за развитием событий.


Ольга ПУСИКОВА–ГАЛИНОВСКАЯ, «СБ», Ольга ФЕДОРОВА.

 

Фото  Ольги ФЕДОРОВОЙ .

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter