На весах Таможенного союза

—Конечно, — согласился заместитель министра экономики Беларуси Андрей Тур, — если смотреть на Таможенный союз только с этой точки зрения, то данный факт вроде бы не в нашу пользу. Но нельзя же все сводить к одному только конкретному случаю. Посмотрите, что все мы будем иметь взамен.

На днях одолжил соседу денег на покупку автомобиля. — Надо спешить, — объяснил он. — С 1 июля стоимость растаможки на ввозимые из Европы автомашины увеличится...

—Конечно, — согласился заместитель министра экономики Беларуси Андрей Тур, — если смотреть на Таможенный союз только с этой точки зрения, то данный факт вроде бы не в нашу пользу. Но нельзя же все сводить к одному только конкретному случаю. Посмотрите, что все мы будем иметь взамен.

— Это, прежде всего, огромный рынок таможенной тройки в 170 миллионов потребителей, свободное движение товаров, увеличение продаж и, как следствие, пополнение бюджета и рост зарплат, — продолжил комментарий специально для «БН» Андрей Тур. — Невозможно только получать, ничего не отдавая взамен. Ведь если, скажем, по нашей территории провозят свои грузы европейцы, то на внешней границе Союза пошлина идет только в бюджет Беларуси, и Россия и Казахстан за это не в претензии. Поэтому давайте будем объективными. В глобальном масштабе, в чем я уверен, Таможенный союз имеет огромные перспективы для Беларуси и ее жителей. И потом, если уж на то пошло, повышение ввозных пошлин на автомобили сегодня интересует не основную часть нашего населения. А тот, кто сумел собрать деньги на автомобиль, найдет необходимую сумму и для уплаты пошлины.

Конечно, в Таможенном союзе не должно быть так, что одному хорошо, а другим его участникам плохо. Союз на то и союз, что в нем учитываются интересы всех сторон. Кому-то, образно говоря, при этом приходится чуть подзатянуть пояс, но зато другому это даст глоток свежего воздуха для развития экономики.

К примеру, увеличение автомобильных пошлин — шаг со стороны Беларуси и Казахстана навстречу Российской Федерации. Таким образом, мы вместе с казахами помогаем России защищать ее автопром от интервенции иностранных автопроизводителей.

Буквально на днях стало известно и еще об одной уступке России со стороны ТС. Ставки ввозных таможенных пошлин на все виды зерновых (пшеница, рожь, овес) на территории Таможенного союза установлены нулевыми до 30 июня 2011 года. Такое решение принято комиссией ТС в связи с дефицитом зерна, сложившимся в ряде регионов России после летней засухи 2010 года. Ранее пошлины на эти товары составляли 5 процентов.

А что же от членства в этом межгосударственном образовании получает Беларусь? Наша республика тоже не остается внакладе.

К примеру, цена на российский газ для Беларуси с 2012 года, когда на территории Беларуси, России и Казахстана будет создано единое экономическое пространство (ЕЭП) с одинаковыми правилами ведения бизнеса, может быть снижена или, во всяком случае, «приморожена». Так, в частности, утверждает первый заместитель премьер-министра нашей республики Владимир Семашко. «Мы подняли энерготарифы на 10—15 процентов с 1 января 2011 года, — сказал он. — Но я вас прошу потерпеть: думаю, что это будет последнее, наверное, повышение в ближайшие несколько лет». Основания для такого заявления первому заместителю премьер-министра дает то, что в пакете из 17 базовых документов, принятых в конце прошлого года, есть два соглашения, касающихся создания единого рынка нефти и нефтепродуктов и работы естественных газовых монополий. Отныне в соответствии с соглашением нефть и нефтепродукты поставляются в Беларусь беспошлинно и без всякой квоты. И, по словам Владимира Семашко, ситуация с энергоносителями благодаря Таможенному союзу сейчас гораздо лучше, чем была в 2010 году.

Только в нынешнем году экономический эффект для Беларуси от членства в Таможенном союзе будет составлять до 4 миллиардов долларов США за счет экономии из-за беспошлинной поставки российской сырой нефти. Это уже мнение экспертов со стороны — в частности делового совета «Украина-ЕС», который обеспокоен растущим влиянием Таможенного союза на экономику стран СНГ и Европы.

Впрочем, это не единственный  плюс для Беларуси в связи с появлением Таможенного союза. К примеру, уже три года в нашей республике ведется работа над созданием логистических центров «Белтаможсервиса». К концу 2015-го их будет создано семь, объем инвестиций в строительство — до ста миллионов евро.

На внешней границе Таможенного союза прошлой осенью сдан в эксплуатацию один из объектов этой программы — грузовой терминал «Козловичи-2». Он самый крупный не только в рамках таможенной тройки, но и Европейского союза. Для Беларуси наличие таких терминалов несет прямую выгоду: сборы за транзит грузов идут в ее казну. Кроме того, наша республика получает такие же возможности, как Россия и Казахстан, для продажи и покупки товаров.

Таможенный союз, словно ребенок, делает всего только первые шаги, и ожидать от этого межгосударственного образования мгновенного эффекта не стоит. Все придет постепенно, когда механизмы этой огромной машины притрутся, настроятся на бесперебойную работу. Тем не менее уже сегодня для многих очевидно, что это отнюдь не пустячная затея. Так, по данным Национального статистического комитета Беларуси, экспорт белорусских товаров в январе 2011 года в страны Таможенного союза увеличился по сравнению с январем 2010-го на 44,8 процента.

Нельзя желать всего и сразу, это только в сказках все случается по мановению волшебной палочки.

В отношении визового законодательства вице-премьер российского правительства, председатель комиссии Таможенного союза Игорь Шувалов сообщил, что такой вопрос уже обсуждается. «Некоторые эксперты говорят, — отметил он, — что в ближайшее время мы столкнемся с таким количеством проблем, которые придется решать принятием соответствующего договора, создавая аналогию Шенгена, как это работает в ЕС». Вот вам и ответ на вопрос по поводу беспрепятственной миграции граждан в рамках Таможенного союза.

Представляю, как обрадуют подобные договоренности секретаря приемной директора филиала «Советская Белоруссия» ОАО «Речицкий комбинат хлебопродуктов» Наталью Бохан. Раньше их большая и дружная семья этнических белорусов проживала в Казахстане. После распада Союза мать с дочерью уехали в Беларусь, отец с сыновьями остался в Казахстане. Но родственных связей они не потеряли, почти каждый год ездят друг к другу в гости, и поездки в организационном плане по таможенным и пограничным вопросам бывают не всегда безупречными. Пока...

А мой сосед автомашину все-таки купил, и теперь лично он, по его же словам, ничего против Таможенного союза не имеет.

Олег ШВЕДОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter