На «верхний этаж» очередей нет…

Дефицит грамотных управленцев — серьезная головная боль для реального сектора экономики

Большинство биографий нынешних руководителей госпредприятий если и отличаются друг от друга, то лишь незначительными деталями. Трудовой путь от станка до директорского кресла— вполне привычное явление советского времени, сохранившееся и по сей день. Причем «технари» в топ-менеджменте промышленных предприятий явно преобладают. Можно предположить, что и средний возраст директорского корпуса весьма близок к пенсионному. Собственно говоря, в любой отрасли экономики, даже сравнительно молодой — схожие кадровые проблемы. И если сегодня они худо-бедно решаются, то со временем, если не принять кардинальных мер, станут еще более очевидными.

Кто будет определять успех белорусской экономики в будущем? Эксперты подсчитали, что только для реализации Программы инновационного развития Беларуси на 2007—2010 гг. требуется не менее 7 тысяч молодых управленцев, руководителей высшего и среднего звена. В основном речь идет о специалистах с опытом работы в бизнесе, прошедших необходимую переподготовку. Это, конечно, задача для образовательных структур, но вопрос в другом: создана ли в стране почва для появления высококвалифицированного топ-менеджмента?

Дефицит грамотных управленцев — серьезная головная боль для реального сектора экономики. Частные предприятия, привыкшие действовать в условиях конкуренции, больше внимания уделяют подготовке кадров. В некоторых компаниях действуют корпоративные программы обучения, на эти цели выделяются финансовые средства. Государственные предприятия в известной степени избалованы господдержкой, но работа на внешних рынках помогает многим из них избавиться от иллюзий. Поэтому вопрос руководства бизнесом остро стоит для любого субъекта хозяйствования. «Основная проблема в том, что в Беларуси нет программы, направленной на подготовку кадрового резерва для реального сектора экономики, — считает директор Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ Владимир Апанасович. — Например, для госслужащих такой механизм создан, и он действует». Немало вопросов вызывает и система обучения будущих управленцев. Специалисты указывают: в самых авторитетных вузах страны едва ли наберется десяток-другой преподавателей, готовых компетентно отвечать на вопросы профессиональных слушателей с практическим опытом. Можно, конечно, пригласить преподавателей из-за рубежа либо отправить студентов стажироваться в заграничные вузы или на предприятия, но это лишь частично закрывает потребности рынка. Такая ситуация ведет и к некоторым перекосам в сформировавшемся имидже бизнесмена. «Управление в некотором роде искусство, постигать которое можно всю жизнь, — поясняет главный советник по информационным вопросам и социальному партнерству РОО «БНПА» Эдуард Подоляк. — К нам приходят выпускники с дипломом и считают, что они сложившиеся специалисты. И если человек не видит, что за внешней атрибутикой бизнесмена — серьезная внутренняя работа, он просто не справляется и уходит».

В то же время найти применение своим возможностям в Беларуси молодым и перспективным управленцам достаточно сложно. По оценкам директора белорусского офиса «Эрнст энд Янг» Павла Лащенко, в республике всего 20, максимум 50 компаний могут предложить лучшей молодежи интересную работу, приличную зарплату, хороший карьерный рост. В основном это частные организации, нередко с иностранными инвестициями. В той же России таких работодателей тысячи, поясняет специалист. Казалось бы, приход на рынок иностранных инвесторов, включая транснациональные корпорации, со сложившейся корпоративной культурой, отработанными приемами мотивации сотрудников, высоким уровнем вознаграждения мог бы исправить ситуацию. Но это палка о двух концах… Представители зарубежного бизнеса нередко говорят: да, мы готовы прийти на белорусский рынок, только где нам найти грамотный топ-менеджмент для реализации наших идей? Кадровый вопрос в последнее время становится одним из ключевых при принятии решения о вложении средств в экономику.

Несопоставимый уровень конкуренции среди работодателей Беларуси и соседних стран приводит к оттоку тех немногих специалистов высокой квалификации, которые у нас появляются. «Некоторые из них через 2—3 года возвращаются обратно, — рассказывает директор консалтинговой группы «Здесь и сейчас» Александр Паньков. — Это профессионалы с другими компетенциями, особенно востребованные на рынке. Но многие предпочитают остаться в зарубежных компаниях…». Судьбой своих выпускников, получивших диплом MBA, интересуются и в Институте бизнеса и менеджмента технологий БГУ. По оценкам Владимира Апанасовича, из 350 человек примерно половина работает за границей — в Киеве или Москве, — хотя многие из них так или иначе связаны с белорусским рынком. Что касается оставшихся в Беларуси, то в основном это владельцы собственного бизнеса или менеджеры компаний с иностранным капиталом. «К нам на обучение приходят и специалисты с государственных предприятий, — рассказывает Владимир Апанасович. — Но, к сожалению, получив диплом, они ищут другое место работы».

Несмотря на некоторую инерционность, отдельные предприятия госсектора демонстрируют вполне современные подходы к кадровой политике. Например, на ПО «БМЗ» отбираются группы специалистов, обучаются, апробируются на различных должностях. Замена руководителей на предприятии происходит естественным образом — одни растут, другие занимают их место, освобождая более низкие позиции. Но таких примеров немного, и вряд ли они всерьез оживят рынок управленческих кадров. Что касается «верхних этажей» руководства на госпредприятиях, то здесь ситуация и вовсе уникальная. С одной стороны, быть директором стало неинтересно, если учесть, что первое лицо предприятия — «пристрелянная мишень» для различных контролирующих органов. С другой — попасть наверх не так-то легко, и такая система сложилась еще с советских времен, когда на карьерное продвижение уходили десятилетия. О том, что на предприятиях отсутствует очередь из претендентов на кресло директора, не раз с сожалением говорили и правительственные чиновники. Еще одна беда (прежде всего отечественной промышленности): руководители с техническим образованием по-прежнему в подавляющем большинстве, а обладатели современных знаний и навыков встречаются гораздо реже. «На Западе, в частности в Японии,  давно пришли к убеждению, что чем выше менеджер, тем менее необходимы  ему знания о продукте и технологиях, — рассказывает Александр Паньков. — Кстати, нечто подобное действовало и в советские времена: тогда хороший управленец мог найти себе применение в любой отрасли».

Во всяком случае, в такой важной для экономики сфере, как подготовка управленческих кадров, каких-то единичных мер сегодня недостаточно. Одни специалисты говорят о кардинальной перестройке всей системы, другие заявляют о роли активной позиции государства, третьи подтверждают, что эволюционные перемены ситуацию не спасут. Но уже сегодня надо готовиться к подъему экономики, который рано или поздно наступит, считают эксперты. И выстраивание стратегий на перспективу — это задача для управленцев совсем другой формации…

----------------------------------

Легче договориться

Уровень зарплат при приеме на работу новых кандидатов в России уже снизился, а число работодателей, которые уменьшили заработки своим сотрудникам (в среднем на 19 %), в ближайшее время вырастет до 25 %, пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на данные агентств по подбору персонала. Кадровики уверены, что растущая конкуренция на рынке труда заставляет работника дорожить своим местом, повышает его производительность и готовность пойти на уступки работодателю.

Исследование одного из агентств показало, что работодатели пересмотрели планы повышения зарплат своим сотрудникам на 2009 год, а многие намерены снизить их. Если в октябре 2008 года 70 % опрошенных планировали повысить зарплату сотрудникам в среднем на 12 %, то в декабре 17 % отказались от своих планов. Еще 40 % предпочли перенести это на более поздний срок, сократив прибавку до 7—9 %. Кризис остудил рынок труда, зарплаты на котором росли примерно на 30 %  в  год без увеличения производительности труда, отмечают специалисты.

Работники тоже понимают, что претендовать на высокие зарплаты сейчас бессмысленно, и готовы идти на уступки ради рабочего места. Согласно опросам кадровиков, 46 % согласны принять предложение о новой работе с меньшей зарплатой. Абсолютное большинство (76  %) готово отказаться от многих привилегий соцпакета, около 27  % согласны на понижение в должности. И  только 7  % персонала настолько уверены в себе, что ни в чем не намерены уступать нанимателям.

По данным мониторинга Минздрава РФ на 21 января 2009 года, с начала октября 2008 года в стране было уволено 113,9 тысяч человек (на 14 января — 96,5 тысяч). С 14 по 21 января 2009 года в региональных службах занятости зарегистрировано 1,548  миллиона безработных.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter