Юпитер, Марс, Венера: чем живут белорусские деревни с космическими названиями?

Беларусь по праву носит международный статус космической державы, который получила после запуска в 2012 году на земную орбиту спутника «БелКА-2» для нужд МЧС, а также сельского и лесного хозяйства. Наша земля взрастила и целую плеяду прославленных космонавтов. Так, первый белорусский космонавт Петр Климук в декабре 1973 года провел неделю на корабле «Союз-13», а в 1975-м на земной орбите пробыл целых 63 дня. Свой третий полет в космос совершил в 1978 году. Владимир Коваленок, еще один наш земляк, также трижды побывал в космосе — в 1977, 1978 и 1981 годах, суммарно 216 суток на земной орбите. Третий наш космонавт Олег Новицкий в 2012 году был командиром корабля «Союз ТМА-06М», а в 2016-м во время старта корабля «Союз МС-01» — командиром дублирующего экипажа. Корреспонденты «Р» по стопам своих земляков также покоряли космос, только наш, белорусский — они «высадились» в деревнях с названиями, как у планет Солнечной системы.

На Венере жизнь есть

В деревне с необычным названием можно встретить необычных для наших мест птиц — павлинов

Планета Венера для нас пока недосягаема, зато деревушка с одноименным названием — вполне. Располагается она на Логойщине, в 90 километрах от Минска. Сегодня в «космическом» населенном пункте числятся всего 13 человек. Теплым апрельским днем мы наведались сюда в гости и разузнали, какими заботами живут местные сельчане.

Располагается Венера на Логойщине, в 90 километрах от Минска.

Тишь да благодать

Добраться до Венеры — уже целое приключение. Google-карта упорствует: такого населенного пункта не существует. Другой навигатор автодорогу от деревни Вейно до Венеры находит — гравийную и очень старую, которая обрывается прямо посреди леса… Заблудиться не дает председатель Задорьевского сельсовета Анатолий Кушнерович. Деревня Венера — в его подчинении, и он быстро выводит нас на пункт назначения. Приехали. После Минска тут в каком-то смысле и правда другая планета. Тишь да благодать. Даже телефон отказывался ловить сигнал — никаких рабочих звонков, наслаждайся, Юля, космической безмятежностью.

Татьяна ЛАЗАРЬ живет в Венере с рождения, с 1935 года.

Чужаки в Венере — дело нечастое. Деревня — отдаленная, автобусы заезжают сюда два раза в неделю, автолавка — три раза. Нас, гостей городских, заприметили издалека. Стоило заглушить мотор, выйти из автомобиля, чтобы оглядеть окрестности, как приоткрылась дверь аккуратной старой хатки и оттуда с любопытством выглянула Татьяна Михайловна Лазарь, местная жительница:

— Ну что же, чего стоите, заходите в гости! Может, чайку вам сделать?

С удовольствием. Татьяна Михайловна живет в Венере с рождения, с 1935 года. Кто-кто, а она точно припомнит удивительные истории про «космическую» деревню. В просторном доме уютно, чисто и светло. Пенсионерка тут одна: мужа похоронила, а трое детей устроились в Минске, периодически заезжают с внуками в гости. Неподалеку, здесь же, в Венере, живет брат, который навещает сестру и помогает с хозяйством.

— А раньше целая хата людей была… Весело жилось в Венере! Никогда мысли не было переехать отсюда, и сейчас не хочу. В город этот ехать? Да ну. Возят меня иногда дети в Минск, но мне Венера больше по душе, родное здесь все, спокойно и хорошо, воздух чистый, — абсолютно искренне признается Татьяна Михайловна.

Прошлое становится легендой

Как у деревни появилось такое необычное название? Точного ответа не найти, но пару легенд здесь из поколения в поколение пересказывают. По одной из них, назвали населенный пункт в честь планеты. Мол, первый поселенец построил свой дом прямо под звездой Венера, которая сияла ярко-ярко. Вторая же, более правдоподобная, гласит, что раньше тут жил пан с дочкой Венерой. В честь нее, любимой, и назвал поселение.

«Нам нравится здесь: занимаемся хозяйством, огородом, дом обустраиваем».

— Да, название у нас интересное. Когда местные переезжают в столицу и рассказывают минчанам, что из Венеры, горожане только смеются, не верят в существование такой деревни! А паны, кстати, тут и правда жили, — подтверждает Татьяна Лазарь. — Раньше и дом большой их стоял. Сейчас остались только липы на месте его. Кстати, в войну нашей деревне каким-то чудесным образом повезло: бомбили все вокруг, а в Венеру ни одна бомба не попала. Говорят, что деревни на карте не было. Немцев мы здесь видели только один раз.

Это сегодня жизнь в деревне размеренная и тихая, а во времена юности Татьяны Михайловны шумела Венера с утра до ночи. Моя собеседница предается приятным воспоминаниям:

— Детей было много. Учились мы в «школе по хатам». Как это? Ну, у некоторых были дома побольше — там и расставляли скамейки, учительница приходила. Писать учились перьями, карандашами. Четыре класса я окончила, а потом пошла работать. Сначала — в полеводство, а потом — на ферму. Тут было чем заняться, поверь! Общались компанией из тринадцати девчонок. На работу ехали с песнями, с работы — с песнями. А вечером на танцы ходили. Музыканты местные играли на гармони, баяне, молодежь съезжалась в Венеру из соседних деревень.

— А с мужем как познакомились? — интересуюсь.

— Да всю жизнь знакомы были, в соседней хате жил, — делится своей историей Татьяна Михайловна. — Съехались и прожили с ним всю жизнь в Венере. Вот он, на снимке… Не стало его в 1988 году.

Павлины, говоришь

Сегодня к Венере все ближе подбирается густой лес, некому косить живописный луг, и деревня потихоньку теряет свою красоту, жалуется пенсионерка. Говорит, что нередко можно встретить тут медведей, волков и диких кабанов:

— Мой брат зимой заметил медвежьи следы. А зимние же медведи, которые не спят, говорят, очень опасны. Подходили они к самой автолавке! Не хочется, чтобы Венера так умирала. Сейчас здесь живет человек пять, остальные — дачники. Брат мой вот уезжать не хочет, даже хозяйство небольшое имеет: куры, кролики, павлины.

Павлины? Не может быть! Переспросила.

— Да, они самые! Три самочки и один самец, яркий такой, как раскроет хвост — красота. Хочешь, в гости сходим, посмотрим? — предлагает моя собеседница.

Для души Виктор, житель Венеры, разводит на своем подворье павлинов.

Венера умеет удивлять. Не павлинов точно ожидаешь увидеть в небольшой деревне. Пошли смотреть на чудо такое. Виктор, брат Татьяны Михайловны, гостеприимно приглашает в свой двор:

— Нам с женой нравится здесь жить, мы уже на пенсии. Занимаемся хозяйством, огородом, дом обустраиваем. Внук любит у нас теплые деньки проводить. А я вот для себя, для души, павлинов развожу. Сначала сын одного подарил пару лет назад, а теперь их уже четыре. Интересно за ними наблюдать.

Интересно — не то слово. Стоило зайти во двор, как райские птицы с любопытством подошли к ограждению. Самки быстро потеряли интерес — спрятались в сарайчик, а вот красавец-павлин несколько раз продефилировал, чтобы я успела сфотографировать его со всех сторон. Только вот хвост, жаль, так и не распушил. Удивительно, но хоть павлины на территории Беларуси — гости, они отлично переносят наши климатические условия, даже зимние морозы до минус 20 0С. А на подворье жителя Венеры так просторно и аккуратно, что за комфорт экзотических птиц точно можно не переживать.

— А возьмите на память о Венере несколько перьев! Они очень красиво переливаются, — выносит из дома необычный сувенир Виктор.

Вот так, с пушистыми павлиньими перьями и приятными впечатлениями от беседы, покидаю я деревню. Не знаю, как там с жизнью на Венере, но в белорусской деревеньке она — безмятежная и удивительная.

Юлия МАТУЗОВА


Фото автора

Марсианские хроники

Как тебе такое, Илон Маск: участки на Марсе и Юпитере расходятся как горячие пирожки

Побывать на Марсе или Юпитере можно наяву и даже без участия в невероятных космических программах. Одноименные деревни — в тридцати километрах от Минска. Деревни — одна улица — «срослись» друг с другом. Исследовать белорусский космос начну с планеты и деревни побольше — Юпитера.

Космос рядом

Женщина в годах хлопочет на огороде. Людмила Антоновна с мужем — старожилы Юпитера. Однако даже они точно не знают, откуда появились космические названия у этих «сиамских» деревень.

Без особой уверенности Людмила Антоновна поведала мне, что в соседней деревне Кукшевичи еще в начале прошлого века был сильный пожар. Сгорели почти все дома — плотно стояли, почти крыша к крыше. Из двух больших улиц отстроили только одну. Остальных погорельцев расселили по пронумерованным поселкам, всего их было восемь. После войны поселкам дали новые романтичные названия из мира флоры: Ореховка, Малиновка, Цветково, Рябиновка, Виноградовка и просто Городея. На последних, Марсе и Юпитере, видимо, вектор нейминга поменялся, и этим поселкам дали названия планет Солнечной системы. Однако в документах и письмах местные по старинке указывали деревни по номерам.

Моя собеседница вспоминает:

— Дружно жили, помогали друг другу. Работать умели и отдыхать тоже. Отчетливо помню, как бабки в карты играли в нашем доме, в свете керосинки рубились в дурака до глубокой ночи. Много военных частей располагалось рядом в Станьково — солдаты частенько строем ходили по деревне, подмигивали девчатам. На танцы всей шумной гурьбой молодежь ходила в соседнюю деревню.

У несведущих в местных топонимах девушка с «Юпитера» вызывала повышенный интерес. Когда Юрий Гагарин полетел в космос, в поселках еще не было даже света, не говоря уже о телевизорах. Только радио — сельчане слушали «подкаст». Считается, что в те времена все мальчики жаждали стать космонавтами. Брата Людмилы Антоновны назвали Валерием, в честь летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Валерия Быковского.

Подворье, на котором беседуем, прямо возле «олимпийки». Гул от трассы фоном к разговору.

— Бесконечные потоки машин не мешают? — интересуюсь.

— Ко всему привыкаешь, — идеи стоицизма близки Людмиле Антоновне. — Еще и железную дорогу хорошо слышно.

Летом деревни воспрянут духом — приедет детвора на каникулы, дачники убегут от городской суеты в живописное пристанище. Зимуют на Юпитере только три двора. Некоторые домики на селе уже обветшали, за другими родовыми имениями следят потомки: реанимируют их кирпичной кладкой, свежей  покраской.

— Доброго дня, земляне на Юпитере! — через забор обращаюсь к женщине, которая сжигает траву на своем огороде. Приметил ульи. — Только пчел на нас не спускайте, мы пришли с миром.

Маргарита Девочко и ее сестра Ольга с приходом тепла приезжают по выходным наводить порядок в отчем доме:

— Частенько в наши края заглядывают туристы на велосипедах — сделать селфи возле указателя деревни, изредка наведываются и ваши коллеги.

Два километра «напрасткі» до Дзержинска. Участки на Марсе и Юпитере расходятся с аукциона пусть и не как горячие, но достаточно теплые пирожки. Виктор Перезь купил участок и основательно обживается. С нуля построил дом и провел к нему коммуникации. Интернета пока только нет.

— 52 копейки на электричке до Минска на работу — на машине не наездишься, — Виктор Перезь умеет считать деньги.

В глубине дома увлечен игрой на смартфоне его сын Родион — самый юный житель Юпитера. Мальчик учится в первом классе. В школу в Станьково ездит на автобусе.

— Сказал родителям с остановки меня не встречать, сам иду домой, — Родион — серьезный мальчуган, самостоятельный.

Самый юный житель Юпитера — Родион. Мальчик ходит в первый класс. В школу в Станьково ездит на автобусе.

Космическая тематика не завораживает юного Родиона. Даже по «Звездным войнам» не фанатеет, но как выглядит планета Юпитер, знает детально:

— Когда вырасту, хочу туи продавать, как папа.

Сосед Виктора Перезя также купил участок, но уже с домом. Переехал из Гродненской области. Приложил к своей новой загородной недвижимости руку: дом свежеоштукатуренный, рядом выросла банька.

— Проходил водительскую медкомиссию, врачи очень удивились, когда увидели мою прописку — Юпитер, — смеется мужчина.

Иди и смотри

Шаг вперед — и я уже на Марсе. Автолавка разрезает «межпланетное» пространство от Марса к Юпитеру, из-под колес летят клубы «звездной» пыли, оседают на сапогах. В эту пору на Марсе только одна жительница — Тамара. Спросил у женщины о проекте «Спэйс-экс» Илона Маска, неугомонного пассионария, который приближает мир будущего, в том числе электрокарами «Тесла». Про его полеты на Марс.

В эту пору на Марсе только одна жительница — Тамара.

— Не знаем таких, — категоричный ответ. — У нас и своих проблем хватает. К остановке электрички ни пройти ни проехать. А по железной дороге многие ездят на работу и просто по делам в Минск.

Во время осенней и весенней распутицы подход к железнодорожной остановке и Станьково — настоящая угроза для жизни: чтобы не погрязнуть в месиве, люди вынуждены ходить вдоль железнодорожных путей. Кроме того, ни одного фонаря, только на самой остановке. Хозяева ближайшего дома порой оставляют свет во дворе, чтобы хоть как-то подсветить путь.

На Юпитере мы зашли в гости к Николаю Лапковскому. Дети и внуки изредка наведывают старика. Его здоровье сильно подкосилось после трагической смерти жены в ноябре прошлого года. Галине Палладьевне было 87 лет, попала под поезд Барановичи — Минск, от полученных травм скончалась на месте. Возила в Минск на продажу дары огорода. Копейку заработать, внукам помочь. Зрение и слух от возраста у женщины были уже слабые, шла, как и все, вдоль железнодорожных путей с остановки Станьково...

По словам старосты деревень Марс и Юпитер Ольги Юцкевич, ноябрь — «черный» месяц в этих краях. В прошлом году погибла Галина Лапковская, в 2017-м — дачник из Ореховки 1973 года рождения, в 2015-м — 44-летний житель Кукшевичей, ехал на работу в Минск.

Во время осенней и весенней распутицы эта дорога — настоящая угроза для жизни: чтобы не погрязнуть в месиве, люди вынуждены ходить вдоль железнодорожных путей.

Председатель Дзержинского сельского исполнительного комитета Святослав Дарашевич в прошлом ноябре отправил информационное письмо начальнику Минской дистанции пути БелЖД о необходимости благоустройства подхода.

Чтобы помочь сельчанам решить эту насущную проблему, я обратился за помощью к заместителю председателя Дзержинского райисполкома по строительству и ЖКХ Николаю Жибулю. Он пояснил, что местные власти в курсе ситуации и работы по обустройству подхода запланированы на благоприятный период.

Также, по словам Николая Жибуля, в ближайшее время Минская дистанция пути БелЖД оборудует разворотную площадку и пешеходную дорожку к остановочному пункту. И даже на этом еще не все. Местные власти планируют сделать в этом месте стоянку для машин, наподобие перехватывающей парковки. Так что жить на Марсе и Юпитере станет удобнее, лучше.

Илья КРАСОВСКИЙ

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter