На узкой дорожке

Недавняя история, когда в результате столкновения двух велосипедистов у “Минск-Арены” погибла девушка, имела резонанс. “Всадники” на двух колесах, занимающие промежуточное место между пешеходами и водителями, снова оказались в центре внимания.

Недавняя история, когда в результате столкновения двух велосипедистов у “Минск-Арены” погибла девушка, имела резонанс. “Всадники” на двух колесах, занимающие промежуточное место между пешеходами и водителями, снова оказались в центре внимания.
Напомним: ночью на велодорожке, проходящей вдоль Свислочи, столкнулись 23-летняя девушка и 41-летний мужчина. На неосвещенном и сложном участке трассы последний отвлекся на семью, ехавшую следом, и, съезжая с горы, врезался во встречную велосипедистку. Оба участника ДТП оказались на земле, мужчина повредил ногу, а девушка сильно ударилась головой и потеряла сознание. Через несколько дней молодая минчанка скончалась в больнице — у нее был диагностирован перелом костей свода черепа. Сейчас этим делом занимаются следователи, но уже очевидно, что если бы девушка была в шлеме, летального исхода, скорее всего, удалось бы избежать.

Между пешеходами и водителями

Показателен пример парка Победы: на участке от нового здания Музея истории Великой Отечественной войны до Дворца Независимости параллельно проходят сразу три пешеходных пути: тротуар вдоль проспекта Победителей, дорожка в парке и набережная. Велодорожка выделена на тротуаре и в парке, но велосипедисты лихо гоняют и по набережной, постоянно рискуя столкнуться с пешеходами.
В советские времена велосипедисты двигались по краю проезжей части, в современной Беларуси их обязали переехать на тротуары — там, где они есть. В результате конфликт “водитель — велосипедист” просто перешел на другую территорию и перерос в конфликт “пешеход — велосипедист”. Можно понять и пешеходов, ведь тротуар всегда был их территорией, где они могли чувствовать себя спокойно и идти в своем темпе. Велосипедисты, не всегда знающие правила дорожного движения и элементарного этикета, да еще и ездящие на высокой скорости, не вписываются в эту концепцию.
— Крутить педали все же надо только на тротуарах, — считает велосипедист и автолюбитель с десятилетним стажем Даниил. — И во многом по той причине, что наши улицы совершенно не приспособлены для велодвижения.
А вот культуру пешеходам и велосипедистам надо прививать, четко разъясняя представителям обоих “лагерей” их права и обязанности. В конце концов велосипедист один раз может и объехать, но пешеход не должен забывать, что в аварии больше пострадает именно он.

Зона ответственности

До того как велосипедисты “перебрались” с проезжей части на тротуары и велодорожки, за их безопасность отвечали госавтоинспекторы. Теперь же ситуация такова, что ответственность за свою жизнь каждый велосипедист несет сам, а случаи столкновений вообще не фиксируются как аварии. Травмы, полученные в таких происшествиях, считаются результатами несчастных случаев. В Минской больнице скорой помощи подчеркнули, что основной причиной травм является неосторожная езда самих пострадавших, которые не справляются с управлением на высокой скорости.
Еще сложнее обстоит дело со строительством и эксплуатацией велодорожек. Решение об их создании в крупном городе принимается еще на уровне генплана. Затем оно передается разработчикам в проектный институт, который передает эстафету строителям и будущим “эксплуататорам”. Причем в роли последних в Минске, к примеру, выступают сразу три ведомства: лесопарковое хозяйство, “Горремавтодор” и “Зеленстрой”. Последний отвечает за главную городскую веломагистраль, пролегающую вдоль Свислочи. Показательно еще и то, что за освещение на всех велодорожках отвечает “Мингорсвет”. Таким образом, у любой дорожки оказывается сразу два владельца. Отсюда и многочисленные недочеты, такие как несвоевременная замена освещения или покрытия. Разобраться же в том, кто должен отвечать за безопасность людей, пользующихся велодорожками, вообще проблематично.

Голова пока еще не болит

Попытки снизить велотравматизм предпринимаются разными сторонами “конфликта”: один из белорусских операторов мобильной связи проводит курсы по обучению велосипедистов безопасной езде в городе, госавтоинспекторы предлагают ужесточить штрафы, медики настаивают на обязательном ношении защитных средств.
Но с самой удивительной инициативой в конце апреля выступила Молодежная палата, созданная при Мингорисполкоме. Ее члены предложили ввести для велосипедистов обязательные письменный и устный экзамены в ГАИ. Идея не нашла понимания ни у одной из заинтересованных сторон. Неужели для того чтобы за решение “велосипедной” проблемы взялись комплексно и предметно, должно произойти еще несколько трагедий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter