На Троицкой горе

Зданию академического Большого театра оперы и балета — 75

Большой театр специально построили на возвышенности

Зданию Национального академического Большого театра оперы и балета — 75 лет. Вот несколько интересных фактов из его истории.

До 1934 года на месте, где сейчас расположен театр, находился старейший в Минске Троицкий базар. Не исключено, что рынок просуществовал бы еще долго, не приди кому-то в голову мысль, что столь величественное здание должно возвышаться над всем городом. Гора, где торговали ремесленники, как раз и была таким местом.

В 1932-м на конкурсе проектов здания Минского оперного театра первую премию получил молодой московский архитектор Георгий Лавров. 11 июня 1933 года, в день празднования освобождения города от белополяков, на площади Парижской Коммуны был заложен первый камень будущего гигантского комплекса. Но буквально через несколько месяцев проект Лаврова был отвергнут: он оказался нереалистичным. Назначили дополнительный конкурс, победителем которого стал уже известный к тому времени архитектор Иосиф Лангбард.

Он предложил создать грандиозный дворец в стиле конструктивизма с множеством скульптур и барельефов. В основе был образ римского амфитеатра, обозначены скульптуры, которые архитектор планировал поставить в нишах второго и третьего ярусов фасада, а также перед входом. Зрительный зал предполагал пять тысяч мест. Правда, за те долгие пять лет, что строился театр, количество кресел сократилось сперва до трех тысяч, а после до полуторы тысяч. «Исчезли» скульптуры и многое другое. Но главное композиционное решение осталось — три огромных барабана, поставленные один на один. Интересно, что архитектор так ревностно относился к упрощению своего проекта, что был отстранен от участия в его возведении. Позже зодчий с горечью говорил с трибуны съезда белорусских архитекторов: «Никто из вас не знает, что этот театр делался без меня. Причем все сделано неграмотно, некрасиво, отвратительно. Этот театр я не делал!..»

24 июня 1941-го в здание попала авиабомба, которая разрушила весь зрительный зал. Труппа была вынуждена уехать в эвакуацию. Вернувшись в город после его освобождения, оперная певица Лариса Александровская вспоминала: «Минска нет. Развалины. Догорает то, что еще не догорело. Коллектив оперы размещается в закулисной части театра. Партер, ложи — конюшня для лошадей. Горы навоза. Света нет. Тепла нет. Воды нет...»

Полностью театр был восстановлен в 1948-м. Реконструкцию доверили Лангбарду. В зрительном зале впервые появились ярусные балконы, а в художественном оформлении театра — роскошные декорации и лепная отделка скульптора Андрея Бембеля. В фойе был поставлен памятник Сталину.

За свою долгую историю здание пережило несколько реконструкций. Последняя началась в 2006-м и длилась три года. Восстановление проводилось по фотографиям 1940—1950-х годов и эскизам Иосифа Лангбарда.

Художественное оформление дополнили хрустальные люстры 1950-х годов, гипсовые элементы, роспись на потолках, позолоченная лепнина, занавес и драпировки из красного бархата. В отделке интерьеров использовался натуральный камень — мрамор и гранит, полы фойе выполнены из девяти видов гранита с орнаментальным рисунком.

После преобразования в промежуточном ярусе открылись костюмерный цех и живописная студия. Также в театре появился «Камерный зал имени Ларисы Александровской», где проводятся вечера вокальной и инструментальной музыки, показываются одноактные классические и современные оперные спектакли. Фасад украсила скульптурная композиция Аполлона и двух летящих нимф. Около здания установлены скульптурные группы «Балет» и «Оперная муза».

В 2010-м здание было освящено.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter