Все ли белорусы соблюдают новые ПДД

На троих детей одно автокресло

УЖЕ пять дней действуют поправки в Правилах дорожного движения, но многие ли автолюбители и другие участники дорожного движения в курсе? Одна из самых важных поправок: отныне в машине для безопасности детей до 12 лет или ростом  ниже 150 сантиметров требуются специальные удерживающие устройства — автокресла. Как соблюдают это правило водители? Корреспондент «СГ» с сотрудниками Логойского РОВД проинспектировали поток машин возле учебных заведений в часы пик.


Инспектор ДПС Денис ПИРСКИЙ проверяет документы
у водителя —многодетной мамы Натальи ВОРОНЬКО

Ближе к вечеру подъезжаем к детскому саду №3. Прежде чем начать проверку, инспектор ДПС капитан милиции Денис Пирский мне объясняет:

— Еще до вступления поправок в ПДД в силу мы вели с людьми разъяснительную работу. Например, дежурили возле школ и детских садов и родителям, которые выходили оттуда с  детьми и направлялись к машине, объясняли, какие штрафы им теперь придется платить за перевозку без кресла. Кого-то из автовладельцев и раньше упрашивать было не нужно, они давно обзавелись этим креслом для безопасности своих детей.  Но кому-то его стоимость кажется неподъемной (думают ли они в этот момент о цене жизни собственного ребенка?), поэтому такие водители просто стараются нам не попадаться на глаза, ищут объездные пути.

Первой останавливаем молодую маму. Татьяна Стриго перевозит сразу двоих малышей. Но кресло в ее авто всего одно. Несмотря на ее мольбы инспектор ГАИ строг: «Гражданка, речь идет о жизни ваших детей!». Штраф на первый раз выписал минимальный — 90 тысяч рублей. За повторное нарушение заплатит 270 тысяч рублей. 

На очереди — жительница Логойска Наталья Куделко. Она  прячет своего малыша на заднем сиденье от сотрудников ГАИ. Но правоохранителей не проведешь, водительские уловки изучили давно. Наталье терпеливо объясняют: кресло не для ГАИ, а для безопасности ее ребенка. Знает ли Татьяна о новых изменениях в ПДД? Да, слышала по радио. И, мол, детское удерживающее устройство ей должны привезти со дня на день. Молодая мама отделывается предупреждением. 

Останавливаем следующего нарушителя. У Александра Мытника в «Ауди» уже взрослый ребенок. «Это не мой. Знакомые попросили забрать», — поясняет водитель. Уже в патрульной машине сотрудники ГАИ предупредили, что водитель несет ответственность и за чужого ребенка. Кресло не всегда обязательно. Если ребенок выше 150 сантиметров, то нужен бустер (автокресло без спинки).

— Слышал об изменениях в ПДД, но вот про бустер — нет. Обязательно передам родителям, — обещает Александр. 

Очередной нарушитель на дороге — многодетная мама Наталья Воронько: «У меня трое детей. Всех посажу в салон, для каждого нужно кресло. Что-то дороговато получается…» — «Если вам дорога жизнь каждого вашего ребенка, купите», — непреклонен инспектор ГАИ.

Что и говорить, урожайным выдался час пик по части поимки нарушителей на дорогах. Но что интересно: многие водители честно признавались, что и понятия не имели ни о каких поправках в ПДД. Хотя об этом постоянно говорилось и писалось в СМИ, на телевидении, выступали по радио сами сотрудники ГАИ. «Вы что, на другой планете живете?» — недоумевали мы в ответ. Те же, кто знает о поправках, пока не решаются на покупку автокресел: нередко в семье не один несовершеннолетний. С другой стороны, штраф получить никому не хочется, поэтому обещали задуматься…

В тему

С 14 января Госавтоинспекция начала проводить республиканскую профилактическую акцию «Безопасность детей — приоритет для взрослых».  Инспекторы провели уже около 1000 встреч с водителями автобусов, маршруток, автолюбителями, родителями, педагогами. Они подробно рассказали об изменениях и дополнениях в ПДД, об основных требованиях безопасного поведения в транспорте.

Изменения в ПДД с 16 января

1. Степень светопропускания для ветрового стекла уменьшили с 75 до 70 процентов.

2. С 1 декабря по 1 марта обязательны зимние или всесезонные шины. Их устанавливают на все колеса.

3. Количество  часов на вождение в автошколах увеличили с 40 до 50 часов.

— Водители, которые говорят, что не знают об автокреслах, все же лукавят.  Мы живем не в каменном веке. Кто действительно заинтересован в безопасности детей, давно уже в курсе нововведений. Информационная работа проводилась массированная, так что впредь подобные оправдания в расчет приниматься не будут. Незнание законов не избавляет от ответственности. Штрафы придется платить.  В 2014 году  по вине взрослых произошло 70 процентов ДТП, в которых погиб 21 ребенок и получили травмы 315 несовершеннолетних, — ставит точки над «i» старший инспектор УГАИ МВД Беларуси Александр Бруй.

СПРАВКА «СГ»

Всего 20 января, в день дежурства корреспондента «СГ» с сотрудниками ГАИ, в стране  зафиксировано более 5 400 нарушений ПДД. Инспекторы  остановили 470 водителей и пассажиров, проигнорировавших обязательное требование о пристегивании ремнями безопасности и отсутствие детских удерживающих устройств. За нарушение ПДД к ответственности привлечены также 1075 пешеходов, из них 467 за отсутствие световозвращающих элементов в темное время суток.

kovalev@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter