На три буквы

Превращение обычной компании в публичную в большинстве случаев проходит с шумом и помпой. Собственно говоря, во многом от информационного фона зависит успешная продажа акций.
Превращение обычной компании в публичную в большинстве случаев проходит с шумом и помпой. Собственно говоря, во многом от информационного фона зависит успешная продажа акций. Банальный закон рекламы, а ценные бумаги — тоже товар. Для Беларуси IPO (первичное публичное размещение) акций — явление редкое. По логике вещей, тем более такое явление должно вызывать интерес. Но недавнее IPO акций Гомельского жирового комбината (ГЖК) прошло в вялотекущем режиме. Повышенного интереса у публики не вызвали ни сами продажи, ни их результат. Не исключено, что именно вялый информационный фон и сыграл с гомельским эмитентом злую шутку. Реализовать удалось всего менее 1 % акций. Впрочем, для такого закономерного результата было достаточно причин.

company.png


Анализировались ли «сногсшибательный успех» и его причины организаторами IPO, сказать сложно. По крайней мере, официальной точки зрения пока озвучено не было. Не исключено, что про неудавшийся выход Гомельского жирового комбината на фондовый рынок стараются попросту забыть. А как же работа над ошибками? Одна-то из основных болезней отечественных компаний — жестокий финансовый дефицит. И публичная продажа акций — как раз инструмент привлечения именно «длинных денег». Тех самых, которых нынче днем с огнем не найдешь, скажем, на банковском рынке. Поставленное на поток IPO способно исправлять и макроэкономические перекосы. Развитый фондовый рынок — как пылесос, он всасывает и связывает свободные средства населения, подталкивая обывателей к накоплению, а не к проеданию своих доходов.

Увы, пока белорусы не рвутся вкладываться в ценные бумаги. Собственно говоря, акций в свободном обращении находится немного. Но даже когда появляется редкая возможность прикупить этот редкий товар, люди игнорируют шанс. Председатель Клуба финансовых директоров Андрей Карпунин полагает: отечественный фондовый рынок только зарождается, но уже обладает плохой историей. «Есть негативный опыт приватизации 90-х, — объясняет он. — Очень немногие белорусы, получившие в те годы акции, оказались в финансовом выигрыше. Да и при высокой инфляции ценные бумаги не всегда хорошее средство сбережения». В целом же IPO традиционно является индикатором доверия инвесторов к менеджменту предприятий. А имидж отечественных директоров в глазах населения сложно назвать устойчиво положительным.

Эксперты не исключают: на IPO выходят, в принципе, крепкие предприятия, но второго-третьего эшелона, в то время как частных инвесторов обычно, исходя из зарубежного опыта, интересуют якорные компании. Кстати, размещение акций Минским заводом игристых вин (МЗИВ) в прошлом году закончилось успешно. Но… практически все из них приобрели юридические лица. На долю физических лиц пришлось менее 3 %. По убеждению экспертов, народный бум на ценные бумаги может спровоцировать акции наших голубых фишек. Неискушенное в финансовых хитросплетениях население предпочитает приобретать частички флагманов. По крайней мере, эти компании находятся под пристальной опекой государства, которое не даст им уйти в глубокий минус, а тем более обанкротиться. А лишняя гарантия, особенно для начинающих инвесторов, много значит.

Впрочем, Гомельскому жировому комбинату с IPO тотально не повезло. Буквально все звезды сошлись неудачно. Начиная с выбранного времени выхода на фондовую площадку, как отметил директор «Агентства деловых связей» Валентин Лопан. Продажи пришлись на душные летние месяцы, когда деловая жизнь замирает естественным путем. Да и финансовый результат в этом году гомельское предприятие показало далеко не лучший, а говоря прямо — убыточный. Комбинат оснащен современным новеньким оборудованием, но приобрел его за кредитные средства, причем достаточно короткие. И обслуживание долга нынче душит компанию, убивая надежду на прибыль. Собственно говоря, чтобы найти средства для расчета по заимствованиям, на IPO и пошли. И если бы проект удался, у производства все бы сложилось хорошо. Но это гипотетические рассуждения, а инвесторы и потенциальные покупатели смотрят на реальные результаты, которые есть сегодня.

По убеждению Валентина Лопана, на популярность ценных бумаг отрицательно влияют и издержки на их приобретение. Простой смертный не может пойти на биржу: это вотчина профучастников, к посредничеству которых и прибегают граждане. А, например, те же банки брали за свои услуги по сделкам с акциями ГЖК комиссию в Br 120 тыс. Это при цене самой ценной бумаги около Br 18 тыс. Правда, вознаграждение финансистов фиксированное и не зависело от количества приобретаемых ценных бумаг. Но высокая комиссия отпугивала мелких покупателей, готовых раскошелиться на несколько десятков акций.

Что ж, отрицательный результат — тоже результат. И провал IPO Гомельского жирового комбината не должен стать поводом для прекращения такой формы приватизации с участием населения. По убеждению Андрея Карпунина, необходимо анализировать полученный опыт и снова пытаться продавать. Фондовый рынок не может зародиться моментально.



Крупнейшие в мире IPO

1. «Alibaba Group» — $ 25 млрд. (2014 г.)

2. Agricultural Bank of China — $ 22,1 млрд. (2010 г.)

3. Industrial and Commercial Bank of China — $ 21,9 млрд. (2006 г.)

4. «American International Assurance» — $ 20,5 млрд. (2010 г.)

5. «Visa Inc.» — $ 19,7 млрд. (2008 г.)

6. «General Motors» — $ 18,1 млрд. (2010 г.)


volchkovvv@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter