Должны ли дворы в многоэтажках превращаться в бесплатные автостоянки

На том и стоят

Ситуация во многом парадоксальная: на официальных стоянках есть свободные места, но технику водители нередко предпочитают оставлять под окнами дома. В итоге скорой, мусоровозам, милиции добраться до нужного подъезда порой очень непросто. Ко всему прочему урбанистический пейзаж «оживляют» бесхозные развалюхи. Запустить их уже вряд ли можно, но и убрать — дело хлопотное и долгое. Где же выход из этой ситуации?

Парковки раздора

По информации Госавтоинспекции, только в Витебске сегодня зарегистрировано более 150 тысяч единиц транспорта. В целом автопарк области ежегодно прирастает на 8 тысяч машин. На тысячу человек в Беларуси приходится более 250 частных автомобилей. То есть случаи, когда в семье по два-три авто не редкость. Неудивительно, что белорусы все чаще сталкиваются с парковочной проблемой. Какова ситуация в Витебске? Разбирался корреспондент «НГ». 

На республиканском портале «115.бел» хватает гневных отзывов от витебчан. Они просят разобраться с парковщиками «вне закона» и авто, брошенными мертвым грузом во дворах. Обращений в ГАИ, к местной власти на этот счет тоже предостаточно. 

Начальник межрайонного отдела ГАИ УВД Витебского облисполкома Руслан Бабакин в курсе острых моментов:

— В первую очередь это неправильные парковки, создающие аварийную дорожную обстановку: водители порой оставляют транспорт на тротуарах, вблизи, а то и на самих пешеходных переходах. Это ухудшает обзорность и угрожает бе­зопасности. Важно помнить, что остановка и стоянка на зебре и ближе 15 метров от нее на дороге в обе стороны запрещены! Еще одна головная боль — неправомерная парковка во дворах, ­особенно в старых микрорайонах. Возводя 30 и больше лет назад там дома, строители вряд ли представляли, что знаменитое «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения» станет реальностью. Проектной документацией предусматривалось ограниченное количество парковочных мест. Расширить площадку для машин, как правило, означает лишить остальных жильцов места для прогулок, газона, детской площадки… Равноценен ли обмен — вопрос спорный. 

   
Транспортный бум диктует свои правила. Когда почти у каждого хозяина квартиры есть личный автомобиль, место возле высоток на вес золота. В итоге люди ставят машины как придется, не особенно задумываясь о существующих правилах и интересах других жильцов. Иногда ситуация накаляется до предела. Колеса, конечно, никто не режет и кузов не царапает. Руслану Бабакину запомнился случай, когда житель многоэтажки вызвал ГАИ на соседа, бросившего авто на зеленой зоне. Не прошло и часа, как на линии раздался встречный звонок: теперь уже в неверной парковке спешили обвинить предыдущего заявителя. Интересно, что сотрудникам Госавтоинспекции удалось не только разобраться в проблеме, но и примирить заклятых «друзей». 

Понятно, что автомобили паркуют таким образом, чтобы быть ближе к подъезду, продолжает собеседник:

— Многие не хотят сделать даже несколько лишних шагов и оставить свой транспорт на площадках за многоэтажками, непосредственно возле проезжей части. При таком подходе гаражи, платные стоянки ими в принципе не рассматриваются. Последних в нашем областном центре хватает и сегодня они заполнены лишь на треть. И дело не в стоимости (она вполне демократичная, около 30 рублей в месяц, — Авт.), а еще и в том, что практически отсутствуют случаи угонов, ведь все машины оборудованы сигнализацией. 

Большая часть обращений в ГАИ как раз касается нарушений остановки и стоянки автотранспорта. Вместе с Русланом Валерьевичем отправляемся в рейд по Витебску. 

Остановка возле бизнес-центра «Марко-сити» по улице Ленина. К слову, тут есть подземный паркинг, который в течение двух часов предоставляет свободные и, что важно, бесплатные места всем желающим. О такой возможности знают далеко не все, и потому окрестные территории, например, по улице Калинина, «забиты» легковушками. В том числе в обход ПДД. 

Выехав на улицу Ленина, застаем картину маслом. На остановке общественного транспорта перед знаком «Стоянка запрещена» вольготно расположилось такси. Одного замечания от сотрудника ГАИ хватает, чтобы «шеф» извинился и тут же ретировался. Через несколько метров — опять нарушение. На этот раз нужно «приструнить» хозяина неверно припарковавшейся Toyota. Он сидит за рулем и спустя пару секунд недовольно уезжает. 

На борьбу с такими нарушителями рассчитана система «ПаркРайт». Фактически это цифровой контроль за неправомерной парковкой у переходов. «ПаркРайт», установленный в салонах служебных машин ГАИ, фиксирует номерные знаки. Машины с прибором курсируют в одном месте два раза. При повторном проезде данные направляются в единую базу, а информация поступает в ГАИ.

Особое внимание Руслан Валерьевич обращает на так называемые зоны успокоенного движения — с сужением ширины проезжей части и устройством островка безопасности. Одну из таких зон видим по улице Правды, где потенциально опасный участок огородили специальными столбиками. А возле гимназии № 3 такую зону оборудовали с помощью приподнятых бордюров. Теперь пешеходы могут быть спокойны. 

За прошлый год к административной ответственности привлечено более 2800 автовладельцев, нарушивших правила парковки и стоянки автомобилей, приводит статистику собеседник:

— А также около 700 водителей большегрузного транспорта или фур, въезд в город для которых под запретом. 

У ГАИ хватает вопросов и к владельцам машин, которым прямая дорога на металлолом. Так, по улице Правды, 55, застаем старенький красный Opel. Судя по отметке на лобовом стекле, техосмотр последний раз он проходил больше 15 лет назад. Поросшая мхом техника явно ждет эвакуации, а пока попросту занимает чье-то ­место.

Информацию по таким ­автомобилям ГАИ передает в администрацию рай­испол­комов для решения их дальнейшей судьбы в соответствии с законодательством.

Суд разрулит

Вросшие в землю детища советского и зарубежного автопрома — разговор все же отдельный. Они как бельмо на глазу наших улиц и домов. Нервируют жильцов, даже «безлошадных», доставляют неудобства коммунальной и аварийной службам, скорой помощи, МЧС… Убрать сомнительную «красоту» — верный, пусть и не самый легкий, путь. 


Осенью прошлого года темой неиспользуемых автомобилей во дворах занялась областная прокуратура. Ее представители провели выборочный мониторинг. И, считай, с ходу выявили больше 30 бесхозных авто — по улицам Ивановского, Ленина, Воинов-Интернационалистов и на проспекте Победы. «Ненужные» легковушки прописались на стоянках многоквартирных домов не год и не два назад. При этом свободного места нет: машины почти подпирают друг друга.

Вот что говорит Татьяна Иванова, прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов прокуратуры Витебской области:

— Витебск славится чистотой и ухоженностью. Заброшенные автомобили однозначно портят вид. Прокуратура задалась целью изучить ситуацию, проследить, все ли ответственные службы должным образом выполняют законодательство о порядке сбора, хранения и утилизации неэксплуатируемых транспортных средств (Указ Президента № 348, — Авт.). Выяснилось, что нет. Заниматься уборкой бесхозных авто должны районные администрации, но далеко не все они сработали как следует, наладив принудительное перемещение такого транспорта на охраняемую стоянку по улице Софьи Панковой. Так, на территории Первомайского района за десять месяцев минувшего года найдены 25 неэксплуатируемых машин. Собственников уведомили, что в течение 30 календарных дней придется привести транспорт в надлежащее состояние или утилизировать. Владельцы извещения проигнорировали, но дальнейшие меры со стороны администрации района не последовали. 

В итоге спрашивать за проволочку пришлось с чиновников. Эффект, по словам собеседницы, от этого все же есть. Администрации районов стали куда активнее работать с машинами «на приколе». Воспитывать безответственных хозяев теперь предпочитают не разговорами, а исковыми заявлениями в суд. Причем владельцы «корчей» не отделаются легким испугом — с них взыщут затраты на транспортировку и хранение. На момент проверки стоянки по улице С. Панковой там было обнаружено 39 автомобилей, привезенных еще в 2009 — 2011 и 2013 годах, акцентирует внимание собеседница:

— Допускать подобного «простоя» нельзя. Представители администраций должны были своевременно обратиться с исками о взыскании понесенных затрат с владельцев. С начала года судами Витебска рассмотрено 5 дел, фигурирующие по ним автомобили признаны бесхозными. 

Не всякий стоящий колом транспорт можно определить на «кладбище» авто. В нюансы посвящает Сергей Бородин, начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Первомайского района Витебска:

— В нашем районе за 2020 год выявили 18 оставленных без присмотра машин. В прошлом году — 66. Прежде чем конкретное заброшенное авто получит статус бесхозного, уйдет не один месяц. Механизм действий налажен. О «забытых» машинах нам сообщают, начиная от работников коммунальной службы, сотрудников ГАИ, прокуратуры и заканчивая неравнодушными гражданами. Устанавливаем собственников транспорта. Их ждет извещение о том, что в месячный срок необходимо разобраться с проблемой (привести авто в надлежащее состояние или убрать с глаз долой). 

Из Первомайского района на спецплощадке сейчас находятся 7 авто. Из них 3, благодаря обращениям в суд, уже признаны бесхозными. Дальнейшую их судьбу решат в горисполкоме, уточняет Сергей Григорьевич:

— Некоторые владельцы сами забирают машину — решают все же вложиться в ремонт или самостоятельно сдать отжившее свой век авто на металлолом, продать на запчасти.

Проблемы начинаются, когда на «авто­хламе» нет номеров. Определить владельца, если капот закрыт (там есть VIN-номер), практически невозможно. В начале года с проспекта Победы утянули на штрафстоянку как раз такой «неопознанный» автомобиль — Citroёn, сошедший с конвейера в 1980-х. За иномаркой никто и не обратился. 

Как быть, если хозяин машины долгое время не использует ее из-за состояния здоровья или вовсе находится в местах лишения свободы? На уровне законодательства такие случаи сейчас не регулируются. Пробелы нужно заполнять, считает собеседник:

— А пока работаем с такими собственниками и (или) их родственниками в индивидуальном порядке. 

КСТАТИ

Как пояснили в Министерстве архитектуры и строительства, при проектировании территорий многоквартирной жилой застройки должно быть предусмотрено размещение автомобильных стоянок и парковок в расчете не менее одного машиноместа на одну квартиру в пешеходной доступности. Обеспечение машиноместами осуществляется за счет строительства автомобильных парковок (место стоянки транспортных средств, представляющее собой участок проезжей части дороги, улицы или прилегающей к ним территории, организованный в соответствии с правилами дорожного движения) и стоянок (плоскостных, многоуровневых, встроенных, пристроенных, подземных).

Размещение парковочных мест для объектов общественного назначения должно быть предусмотрено в границах земельного участка, предоставленного для их строительства. При этом на территории школ, детских садов размещать парковочные места не допускается. Они должны быть предусмотрены за границами территорий учреждений образования в пешеходной доступности, исходя из норматива 1 парковочное место на 50 учащихся или детей.

В целях снижения загруженности прилегающих к учреждениям образования территорий, для организации дорожного движения у школ и детских садов предусматривается, как правило, создание зоны посадки-высадки детей с устройством полосы движения, не предполагающей стоянку автомобильного транспорта сопровождающих.

ДОСЬЕ «НГ»

В правилах дорожного движения четко прописано, что нельзя парковаться на газонах и проездах со стороны, прилегающей к жилому дому. Нерадивых автовладельцев ждет наказание — штраф в одну базовую величину, а при повторном нарушении в течение года — 2 БВ. Загвоздка в том, что не всякий водитель убирает свое авто в сторону, считая штраф своего рода индульгенцией, освобождающей от парковки по правилам. К таким применяют более строгие меры, вплоть до эвакуации на штрафстоянку. 

МНЕНИЯ

Виктор Николайкин, депутат Палаты представителей Национального Собрания:

— Определенные проблемы существуют со старыми объектами, которые строились еще в 1960—1970-е года. Касаются они не только нехватки парковочных мест, но и разъездов, ширины улиц… Еще лет 20 назад нельзя было представить ни дорожных пробок, ни масштабов будущей автомобилизации. Сегодня все кардинально изменилось. Но подходы к решению ситуации есть. Стоянки у старых домов вполне реально и законно расширить. Десятки дворов по всей стране сегодня реконструируют, учитывая в том числе и интересы автовладельцев. Главное — определить источник финансирования. Могут ли инициировать и организовать расширение сами жильцы? Теоретически вполне, но на практике такое случается редко — должно совпасть много факторов. Это финансовая составляющая, техническая возможность и согласие большинства соседей, среди которых далеко не все будут готовы пойти на то, чтобы превратить зеленую зону в асфальт. 

Юрий Важник, председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте:

— Подход к организации парковочных мест на Западе заметно отличается от нашего. Во всех тамошних городах действует полноценная система платных парковок. В Беларуси она только набирает обороты. Более того, современный европейский двop далек от привычного нам советского образца с его широкой общей площадью, готовой уместить всех жителей, машин и заодно собак из соседних домов. Западный вариант более локальный, закрытый, поэтому припарковаться внутри обычно нереально. Люди не возмущаются, они давно привыкли, что оставлять автомобили необходимо на платной стоянке или паркинге, причем последний обойдется дешевле. Головная боль, как поставить свой транспорт в шаге от дома, европейцев не беспокоит. Живя принципом «или машины, или дети», они выбирают детей, а также зелень, зоны активностей и отдыха во дворах. Лучший вариант вместо перегруженного «железом» пространства. Есть чему поучиться.

naumova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter