На тестах все спокойно...

- Хватит писать про тестирование, в ближайшее воскресенье идешь его сдавать! - сказало начальство, и мне ничего не оставалось, как приготовить 18 тысяч рублей.
- Хватит писать про тестирование, в ближайшее воскресенье идешь его сдавать! - сказало начальство, и мне ничего не оставалось, как приготовить 18 тысяч рублей.

Выбор пал на русский язык. Ладно, думаю: школу я окончила всего 4 года назад, что такое экзамены, забыть не успела. До тестирования оставалось 3 дня. И тут началось...

- Мест нет! Нам некуда вас посадить!

- Позвольте, как это нет? Говорили же, что мест хватит всем?!

- А вы бы еще позже проснулись!

Ну да, верно. Сама ведь об этом писала. Очередь на регистрацию нужно занимать в 5 - 6 часов утра. И уж следовало бы мне знать, что регистрация заканчивается не за три дня до тестирования, а гораздо раньше. Места, что выделили для участников ЦТ вузы, "расхватывают" в первый же день записи. В итоге пришлось действовать не как абитуриенту, а как журналисту. Пропуск на тестирование я все же получила.

В 10.30 подхожу к институту. Народ (человек 500) уже толпится. И все такие спокойные! То ли потому, что дождь, то ли потому, что есть возможность сдать тест второй раз в июне. Обстановка вполне домашняя. Кто в джинсах пришел, кто одет по-спортивному.

Девушка на входе в аудиторию долго ищет в моем лице сходство с фотографией в паспорте. Под ее бдительным оком "разоружаюсь" - мои мобильник, блокнот, диктофон пополняют общую кучу телефонов, справочников, сумок на столе у дверей. Места распределяют, как в лотерее. Тяну билетик. Сидеть мне аккурат в 13-м ряду. Ой, не повезет! У меня в руках лишь черная ручка да чистый бланк ответов. Как бы его невзначай не замарать чернилами, а то ведь компьютер потом это может неправильно истолковать...

"Сейчас при вас мы распечатаем пакет с тестами и погасим лишние бланки", - говорит председатель комиссии. Получив свой тест, разглядываю задания. Рядом сидящая девушка одергивает: "Переверни, пока нельзя смотреть, иначе выгонят". А что с того, если я лишние две минуты посмотрю на вопросы?

Ровно час нам объясняют, как заполнять бланк ответов, какими буквами, цифрами и в какой клеточке.

- Итак, у вас 110 минут. Время пошло. Переговариваться нельзя, обмениваться бланками тоже. Иначе комиссия вправе удалить вас из аудитории. И учтите: любую точку в квадратике компьютер может посчитать как ответ.

Та-ак, А15-4, А33... В глазах рябит от клеточек, в которых надо крестиком отметить правильный вариант. И все равно в части "В" я умудрилась вписать ответ не в ту строку. Такое впечатление, что эти тесты создавали скорее для компьютеров, чем для абитуриентов.

Самое главное (и сложное) - не перепутать клетку для крестика. Вопросы в экзаменационной работе - не такой уж темный лес для тех, кто регулярно заглядывал в учебник по русскому. То, что облако и палисадник пишутся через "а", "вареник" и "ветрено" - с одной буквой "н", "предъюбилейный" и "межъязыковой" - с "ъ", а "впоследствии" - слитно, мы в свое время еще в 7-м классе выучили. Пугает именно видимая легкость заданий - когда вопрос слишком уж прост, волей-неволей начинаешь искать подвох. Ну вот, например, спрашивается: какие из приведенных слов соответствуют схеме "приставка+корень+суффикс+окончание"? А в слове "отгадал" нулевое окончание считается? Были и такие задания: "Буква "н" пишется в рядах слов..." И далее варианты, в каждом из которых есть буква "н". Только в одном случае их две, в другом - одна. Что отмечать? Самое простое задание в группе "В" - "Обезьяна, которую обучали русскому языку, овладела 700 (написать буквами) словами". Самое неоднозначное - найти потерянное звено в цепочке "скучать-...-скучный-скучноватый"...

- Ты не знаешь, что такое тип структурной связи? - шепчет соседка по парте.

Спросила бы, что полегче. Определить тип структурной связи между предложениями: "Плоды клена - двойная крылатка. Клен широко распространен в Южной Африке, Центральной Европе, Америке...", мне тоже оказалось не по силам. По-моему, эти предложения по смыслу вообще не особо связаны. Ну да, надеюсь, остальные абитуриенты связь обнаружили легко.

А в общем тест - это гораздо проще, чем диктант или изложение. И чего вокруг них столько шума подняли? Отметить, в каких предложениях правильно расставлены знаки препинания, легче, чем самому их расставить. Или вставить "е" или "и" в слово "пресмыкаться"... Наверное, та самая обезьяна, которая овладела 700 словами, запомнила бы и это. Сложнее эти самые буквы складывать в слова, слова - в предложения, а предложения - в текст, логичный и со смыслом. Думается, чтобы поступить, скажем, на филфак, хорошо бы не только знать, как пишется слово "облако" или "сирень". А на мехмате преподаватели вряд ли станут требовать от студентов знания жанров, типов и стилей речи. Может ли тест оценить широту кругозора, начитанность, умение логически мыслить? Тот, который пришлось сдавать мне, вряд ли... Или это больше не важно?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter