Эксперты и журналисты обсудили, каким должно быть информационное пространство Союза в цифровую эпоху

На территории смыслов

В Москве прошел российско‑белорусский экспертно‑медийный форум «Союзное государство: информационное пространство в цифровую эпоху». Его организаторами выступили Постоянный Комитет Союзного государства и МИА «Россия сегодня». К серьезному разговору о роли современных медиа были приглашены представители органов власти России и Беларуси, авторитетные эксперты в области СМИ, политологи, социологи, руководители и журналисты центральных и региональных СМИ. 

К серьезному разговору были приглашены министры, депутаты, представители журналистского сообщества.
РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

Открывая пленарное заседание, Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев отметил, что сегодняшний разговор крайне актуален:

— Совсем недавно, четвертого ноября, состоялось заседание Высшего государственного совета Союзного государства, в ходе которого были обсуждены, а по итогам приняты уникальные масштабные решения о начале экономической интеграции. Решение, которое принято Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным и ­Президентом Республики Беларусь ­Александром Григорьевичем ­Лукашенко, мы убеждены в этом, носит по‑своему исторический характер, а значит, все то взаимодействие, которое проходит в форматах и под эгидой Союзного государства, на наш взгляд, требует определенной переоценки, может быть, перезагрузки, с тем чтобы мы вышли на тот диалог, ту тональность и глубину, которые позволили бы миллионам наших граждан четко понимать, что дает экономическая интеграция, что дает система наших многолетних — многосотлетних — отношений, какими мы чувствуем себя сегодня и какими мы хотим видеть себя завтра.

О цифровой трансформации медиапространства Союзного государства рассказал министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев. Он подчеркнул, что в последние годы кардинально поменялся сам процесс медиа­потребления: «Сайты уже не являются популярной формой доставки контента до потребителя. Telegram‑канал, паблик «ВКонтакте» иногда имеют значительно большую аудиторию. Поэтому государство активно стимулирует переход медиа в социальные сети и в соцмедиа. Поменялся принцип потребления СМИ. Когда есть сайт, пользователь берет, заходит, переходит по ссылке. А если я подписался на паблик или Telegram‑канал, то тут другая технология доставки контента. В данном случае пользователю доставляется в его мессенджер контент. Это вообще меняет, я считаю, всю парадигму взаимодействия медиа и потребителей».

Министр затронул вопрос фейк-ньюз, подчеркнув, что борьба с такими токсичными новостями ведется активная, в том числе на законодательном уровне. Говоря о возможных совместных инициативах с белорусской стороной в этой сфере, глава минцифры России отметил, что открыты для сотрудничества и готовы это обсуждать. 

В свою очередь Государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев предложил создать программу Союзного государства по поддержке цифровизации российских и белорусских СМИ. 

Форум завершил работу символично: участники посетили Ржевский мемориал Советскому солдату.
РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

Директор департамента информации и печати МИД России Мария Захарова обратила внимание на то, что общее информационное пространство Союзного государства пока только формируется. Она подняла важный вопрос: существует ли сейчас одно единое информационное пространство или речь идет о близости двух суверенных пространств? Мария Захарова дала свою оценку работе союзных СМИ, заметив, что они состоялись, выдержав информационную конкуренцию со стороны крупнейших медиа, обладающих гигантскими бюджетами. 

— Конечно, их нужно развивать, — заметила Мария Захарова. — Их нужно выводить на совершенно новую технологическую платформу. Подразумевает ли это, что они должны перестать существовать или их надо реформировать до неузнаваемости? Нет, ни в коем случае! Это тот самый позитивный консерватизм, о котором мы часто говорим. Все, что накоплено, должно быть сохранено, нужно просто придать этому новую динамику и ускорение. 

Официальный представитель МИД России уверена, что Союзное государство должно расширить свое информационное присутствие на новых интернет‑платформах, включая TikTok и Telegram. И что на эти площадки необходимо вывести информационные ресурсы Союзного государства. 

Председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков остановился на сложностях формирования единого информационного пространства в цифровую эпоху. Он отметил, что существует большое количество подвод­ных камней, которые имеет под собой «сфера создания единого информационного поля». Сенатор также подробно рассказал о работе «интернет‑гигантов» в России и о правилах этих сообществ, назвав их «юридически несостоятельными». 

В свою очередь председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по правам человека, национальным отношениям и СМИ Геннадий Давыдько рассказал, что в Беларуси блоги, имеющие больше тысячи подписчиков, планируется приравнять к СМИ. Он также отметил, что сегодня Россия и Беларусь находятся на новом историческом этапе. 

— Мы гармонизируем и даже унифицируем наше законодательство. Мы это сделаем, будут у нас, я уверен, и общий гимн, и общий герб, и общий флаг, и общая валюта. Если захотим, — подчеркнул Геннадий Давыдько.

О роли народной дипломатии рассуждал и директор радиостанции «Говорит Москва» Владимир Мамонтов. Он напомнил о созданном им проекте «Друзья‑сябры», в рамках которого эксперты обеих стран давно обсуждают повестку, связанную с единым информационным пространством. 

Председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев и председатель Союза журналистов Беларуси Андрей Кривошеев рассказали о сотрудничестве российских и белорусских СМИ. По словам Владимира Соловьева, организация находится в постоянном в контакте с коллегами из Беларуси. Андрей Кривошеев поделился трудностями, которые испытывают региональные СМИ. Он также поднял вопрос о необходимости защиты корпоративных медиа, напомнив, что многие белорусские СМИ сегодня находятся под санкциями. 

Директор по коммуникациям МИА «Россия сегодня» Петр Лидов‑Петровский обратил внимание на то, что информацию сегодня надо доносить до аудитории на понятном ей языке и в современном формате. Он отметил, что приняты 28 союзных программ, но простому человеку сложно понять, о чем они. Необходимо объяснять, что это значит для каждого. 

Подвел итоги дискуссии Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев. Он признался, что не ожидал, что дискуссия будет столь глубокой и масштабной, и пообещал, что по ее итогам будет издана брошюра, «так как это практически план действий на ближайшие год‑два совершенно точно...». Госсекретарь остановился и на новых формах коммуникации с аудиторией.

«Мы запланировали в следующем году издание библиотеки Союзного государства, — пояснил Дмитрий Мезенцев. — Понятно, что хотим сопроводить эти книги, которые видятся нам очень партнерскими, под одной обложкой. Разговор о наших классиках, разговор об исторических деятелях... Нам просто нужно говорить о том, что за нашими плечами: успехи, столетия, единство, ошибки, удачи, неудачи. Этого не надо стесняться. И мне кажется, подменять медийную повестку только оперативными вопросами тоже было бы неправильно. Это важно сочетать. И в этом плане это обращение к очень профессиональному медийному сообществу России и Беларуси. Мы сегодня говорим о том, что мало кто знает, что дает Союзное государство. Это можно изменить, если будет приоритетное профессиональное партнерство».

...Второй день на медиафоруме был отдан экспертам, которые попытались определить новую стратегию развития СМИ в digital‑эпоху. Генеральный директор Центра изучения перспектив интеграции Сергей Рекеда констатировал, что сегодня только треть молодежи знает о существовании Союзного государства. Поэтому необходимо менять подходы к подаче информации. 

Главный редактор Центра изучения перспектив интеграции Дарья Хаспекова заметила, что союзных площадок немало, но их следует модернизировать: «Если говорить о молодежи, то для нее информацию нужно визуализировать: любопытная инфографика, симпатичные ролики, формат TikTok... У нас есть показатели спроса аудитории в соцсетях: там «шкалят» очень бытовые вопросы вроде пересечения границы и роуминга. Это важные вещи, на которые и надо делать упор — точечно и тик‑точечно. Нужно продвигать союзную интеграцию так, чтобы она была понятна рядовому человеку». 

...Свою работу медиафорум завершил символично: участники побывали на экскурсии в Мемориальном комплексе, посвященном советским солдатам, павшим подо Ржевом. 

Юлия Васильева

julia@rg.ru

Ольга Герасименко

gerasimenko@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter