На теплой земле

Существует необъяснимая словами магическая сила, которая вдруг заставляет остановиться перед, казалось бы, столь спокойными, светлыми, умиротворенными картинами Валентина Сидорова, написанными без всяких внешних эффектов, стилистических или композиционных необыкновенностей.
Существует необъяснимая словами магическая сила, которая вдруг заставляет остановиться перед, казалось бы, столь спокойными, светлыми, умиротворенными картинами Валентина Сидорова, написанными без всяких внешних эффектов, стилистических или композиционных необыкновенностей. Да и сюжеты-то картин самые простые, виденные и перевиденные у многих художников: эти крестьянские избы, осеннее золото берез, мартовская просинь на снегу, первая зелень, розовые закаты, раздольные луга с тропиночным узорьем, теплая весенняя земля и высокое-высокое небо с безмятежными облачками. Хотя пишет он и грозы, и дожди, и половодья. И краски, кажется, самые немудреные - светло-зеленые, светло-голубые, светло-коричневые, светло-золотистые, чистые, тонкие. Без контрастных изломов, резких стилистических и колористических сопоставлений. Словом, настолько все ясно и понятно, что с первого взгляда и говорить-то не о чем.

Валентин Сидоров со своей крепкой крестьянской устойчивостью, твердостью характера, целеустремленностью не метался в своем творчестве от "изма" к "изму", не поддавался на разные модные соблазны, не уклонялся от единожды избранного пути. Именно гражданская позиция Валентина Сидорова, обостренное понимание гражданского долга заставляют его, народного художника СССР, действительного члена Российской академии художеств быть многолетним председателем Союза художников России, причем в самый сложный и ответственный период его существования. Сегодня его персональная выставка, больше месяца гостившая в Минске, открывается в Могилевском областном художественном музее, на родине Бялыницкого-Бирули, жизнь и творчество которого тесно связаны с творчеством Валентина СИДОРОВА.

- Как вам это удается, Валентин Михайлович, - совмещать с творчеством такой круг деятельности?

- В том-то и дело, что не удается. Это действительно крест, который приходится нести. Поэтому страстно мечтаю только об одном - поехать в Подол и провести там время от снега до снега и писать, писать, писать, видеть природу во всех ее проявлениях и состояниях - это самое дорогое для художника. Нет времени - вот беда. А необходимо успеть завершить задуманное. Поэтому приходится крутиться изо всех сил, чтобы хоть что-то сделать. Хочется быть просто художником, а не каким-то председателем. Ведь все мы, художники, равны перед искусством. Завидую черной, белой и какой угодно завистью тем из них, у кого есть время и кто может заниматься творчеством, когда хочет.

- Каково, по-вашему, место художника в обществе?

- Художник - это камертон, нерв общества. Он наиболее остро, подчас интуитивно чувствует перемены в обществе, в жизни человека, а через него - в жизни народа.

- Как вы относитесь к форме произведения, к новаторству?

- Стремления к новаторству ради него самого у меня никогда не было. Если произведение талантливо и в нем есть нерв, оно найдет отклик у зрителя. Талант всегда нов! В свое время о форме произведения очень точно сказал Венецианов: он призывал писать картины не "a la Rubens", "а la Rembrandt", а писать картины "a la натура", но не буквально ее изображать, а пропускать увиденное через себя, через свое понимание, ибо чувства свои, страсти художник передает не столько органическим зрением, сколько зрением высшим, духовным.

- Над чем вы сейчас работаете?

- Да многое задумано. Родник воспоминаний детства не иссох, а жизнь подбрасывает впечатления новые. Однажды поутру я отправился в Гарусово в поисках места, где Левитан писал когда-то картину "Весна. Большая вода". Была такая же солнечная весна, журчали ручьи, квакали лягушки. Путь был долгим, по лесной дороге. В селе Алексеевском неожиданно оказались передо мною огромные тополя, уходящие в синее небо, грачи и идущие в школу девочки. Во всем, казалось, звучала музыка Рахманинова - помните его гениальный Второй концерт для фортепиано с оркестром? - чувствовалось торжество природы, торжество жизни. Сразу же возник образ, и я не мог уже над ним не работать. Однако картина созревала долго. Как-то ко мне в мастерскую пришел любитель искусства из Франции, увидел эту картину и сказал одно только слово: "Рахманинов!" Лучшей награды я не получал.

- Вы любите музыку?

- Очень. Вот на дверях моей мастерской приколот листок бумаги: "Величие с простотой соединить". Это слова большого русского композитора Георгия Васильевича Свиридова, как-то мною услышанные. Они звучат во мне до сих пор - как напутствие.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter