На теплоходе «музыка» играла…

В прошлогодние майские праздники на теплоходе  ПС-134 «Беркут» играла музыка. Разноголосо горланили песни. Всякие. В том числе и военные. Дошло дело  и до музыки… траурной. А «мотив» у нее оказался криминальным...

В прошлогодние майские праздники на теплоходе  ПС-134 «Беркут» играла музыка. Разноголосо горланили песни. Всякие. В том числе и военные. Дошло дело  и до музыки… траурной. А «мотив» у нее оказался криминальным. 

В  кают-компанию  пригласили… 

9 мая директор  ОДО «Трансстрой» Ю. Земко с супругой и знакомыми отмечали на «Беркуте» День Победы. Теплоход, принадлежащий ОДО «Трансстрой», швартовался в Мозыре и его окрестностях, ограниченных руслом реки Припяти, и, по словам рабочих, часто использовался для отдыха руководства общества с дополнительной ответственностью. В самый разгар праздника отдыхающие хотели завести двигатель теплохода, находящегося вблизи речного вокзала, но у них ничего не получилось. 

На следующий день мастер Леонид Шостак  дал указание подчиненным Н. Бондареву и А. Климуку отбуксировать теплоход в речной порт «Мозырь» и произвести его ремонт. Отдав распоряжения, он  уехал. Рабочий А. Климук, электрик В. Давыденко (числился в ОДО главным энергетиком), бывший работник предприятия (ранее числился капитаном)  С. Сачук  спустились в машинное отделение теплохода, чтобы осмотреть стартер. Именно стартер они считали причиной поломки «Беркута». Сняли старый, поставили другой. Но двигатель все равно не завелся. 

После неудачного ремонта Анатолий Климук вымыл руки и отправился на камбуз готовить еду. Начал жарить на сковороде шашлыки, подогрел курицу, рыбу, другие блюда. А затем присоединился к теплой  компании. 

Когда  трое работников занимались ремонтом, другие с утра пораньше пьянствовали на палубе теплохода. После вчерашнего застолья оставалось немало выпивки и закуски. Всем заправлял Михаил Земко – брат директора ОДО «Трансстрой». Он числился в обществе с дополнительной ответственностью мастером АЗС. 

Владимир Некрашевич (двоюродный брат М. Земко) утром на работе заявил своему директору, что у него сильно болит спина, и он не сможет поднимать тяжелые коробки. Директор отправил его домой лечиться. А оказался Владимир на «Беркуте». Двоюродный брат пригласил его в кают-компанию «выпить сто граммов за праздник. «Больной» отказываться от приглашения не стал. 

На столе были недопитая бутылка водки «Директорская», жареная рыба, огурцы и другая закуска. Выпили за День Победы, который Михаил Георгиевич, родившийся в  1953 году, по его собственному признанию, ежегодно отмечает, так как его отец воевал. Во время застолья брат директора позволял себе поругивать рабочих, которые не могут довести до ладу теплоход, а теплое время уже наступает. 

Некрашевич предложил внести свою лепту в застолье, но М. Земко протянул ему деньги. 

— Сходи в магазин. Только водку не покупай. Купи коньяка. 

Когда на столе появился грузинский коньяк, пьянка продолжилась. Компания не покидала своих мест даже во время буксировки «Беркута» в речной порт «Мозырь». М. Земко заявил Л. Шостаку, который перед этим приехал за ним  на машине, что он плывет в порт, а позже позвонит, когда его надо будет забирать.  Звонок раздался, но совсем не тот, который  ожидал Шостак… 

Последнее, что помнит из того застолья Некрашевич, это то, что открылось окно в кают-компании и А. Климук протянул жареное мясо. Вскоре после этого алкоголь сморил его и он уснул прямо за столом. 

Также спал и А. Климук. Разбудили его работники милиции. Вместе с другими участниками застолья доставили в ГРОВД. 

В. Некрашевич  проснулся сам, когда рядом никого уже не было. Нетрезвый кое-как вышел в незнакомом месте на берег. Здесь его тоже задержали милиционеры. Заподозрили, что на свитере и брюках у него чужая кровь, и также сопроводили в ГРОВД… 

Что  произошло  во  время «отключки»? 

Михаил Земко, будучи в изрядном подпитии, на теплоходе вел себя вызывающе, пускал в ход не только кулаки… 

Павел Пинчук в тот день находился на своем рабочем месте – пункте технического обслуживания № 05 филиала РТУП «Белорусское речное пароходство» речной порт «Мозырь». Он вместе с И. Сельвичем выполнял задание, полученное от заместителя начальника берегового производственного участка по техническому обслуживанию и эксплуатации флота Н. Пышника. До обеда Иван и Павел работали вместе, а после обеда на разных понтонах ПТО. 

Около 16 часов Павел заглянул на теплоход. Хлебосольная компания угостила до этого его шашлыками. Пинчук  принес пустую тарелку и спросил, где находится А. Климук. 

— Посмотри на камбузе, — посоветовал С. Сачук. 

Сергей Павлович был озабочен другим. Накануне произошел досадный инцидент между М. Земко и Н. Бондаревым. Во время него первый так ударил второго кулаком в лицо, что не обошлось без крови. Пришлось Сачуку их разнимать. Бондарева отправил в каюту, Земко же остался в салоне. 

И вот тут на теплоходе появился Пинчук.  После короткого разговора он отправился искать Климука. А Сачук закурил и набрал по сотовому телефону номер мастера Шостака. Сказал ему, чтобы  приезжал и разобрался со своими друзьями, которые пускают в ход кулаки. 

Пока разговаривал по телефону, видел, как  Пинчук, шатаясь, вышел с камбуза и направился в сторону кормы. Затем упал на палубу. Следом за ним вышел Земко. Поняв, что произошла новая разборка, Сергей Павлович пошел выяснить, что же  с Пинчуком. Когда шел к нему по узкому проходу мимо «хозяина» теплохода, то получил удар чем-то острым в грудную клетку. Ему стало плохо. Он начал уходить от М. Земко. При этом нажал на кнопку сотового телефона. Когда Шостак отозвался, попросил, чтобы он вызвал милицию. После чего упал и потерял сознание. 

Позже выяснилось, что М. Земко беспричинно нанес ранее ему незнакомому Павлу Пинчуку не менее двух ударов кухонным ножом, от которых тот скончался на месте. А вот Сергея Сачука врачам удалось спасти. 

Когда оперативно-следственная группа прибыла в порт на место преступления, М. Земко был пьян и продолжал вести себя агрессивно. Он был  помещен в медвытрезвитель. 

Когда проспался и пришлось держать ответ за свои противоправные действия, брат директора ОДО «Трансстрой»  ссылался на провалы в памяти. А в судебном заседании заявил следующее: мол, Сачук первым ударил его палкой по спине. Потом пытался нанести еще один удар. Он, М. Земко, защищаясь, отмахнулся ножом, который был в его руке. При этом никого убивать не хотел. Судебная коллегия Гомельского областного суда под председательством И. Котова пришла к выводу, что эти показания  не могут быть приняты во внимание… 

Не было конфликта у «хозяина» теплохода и с Павлом Пинчуком. Тем не менее М. Земко заявил в судебном заседании, что тот стал предъявлять к нему претензии из-за избиения Бондарева.  Пришлось, мол, схватить нож, чтобы попугать его. Вот и «попугал» до смерти. И эти доводы судебная коллегия сочла надуманными. 

М. Земко по одному эпизоду признан  виновным в покушении, а по второму – в умышленном противоправном лишении жизни другого человека из хулиганских побуждений. Он приговорен к 14 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима. 

Приплыли… 

В соответствии с договором № 91Д, заключенным 27 декабря 2006 года,  речной порт «Мозырь», являющийся филиалом РТУП «Белорусское речное пароходство», предоставил место для швартовки теплохода «Беркут». По этому договору ОДО «Трансстрой» обязалось выполнять действующие на территории порта правила внутреннего распорядка, правила техники безопасности на водном транспорте, правила пожарной безопасности, правила плавания, санитарно-экологические нормы, действующие в отношении судов речного флота. Однако эти обязательства ОДО «Трансстрой»  грубо нарушены. Вопиющие преступления  совершены на «Беркуте», пришвартованном к речному понтону ПТО-05, во время массового распития спиртных напитков. При этом грубо  нарушен общественный порядок на территории порта, требования Директивы Президента № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины». 

Направляя представление руководителям речного порта «Мозырь» и ОДО «Трансстрой», следователь по важнейшим делам Белорусской транспортной прокуратуры А. Лукашевич акцентировал их внимание на том, что грубые нарушения общественного порядка, как следует из материалов уголовного дела, допускались и ранее. Уведомлял начальника филиала речного порта «Мозырь» В. Зайцева, что согласно заключению судебно-медицинского эксперта П. Пинчук перед смертью находился в пограничном состоянии между легким опьянением и опьянением средней степени. Претензии были высказаны и директору ОДО «Трансстрой» Ю. Земко. Следователь предлагал руководителям принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений на теплоходе «Беркут». 

В. Зайцев издал приказ по порту с вынесением дисциплинарных взысканий и принятием необходимых мер. Сообщил о достигнутой с руководством ОДО «Трансстрой» договоренности о том, что судно «Беркут» будет закрыто для посещения, а команда снята до решения вопроса о месте дальнейшей стоянки. Что и понятно: кому нужен такой рассадник пьянства и поножовщины?.. 

В ОДО «Трансстрой» представление  рассмотрено на общем собрании коллектива. Его директор Ю. Земко сообщил присутствующим, что из материалов уголовного дела стало известно, что мастер Л. Шостак знал о том, что 10 мая 2007 года на теплоходе «Беркут» его подчиненные А. Климук и Н. Бондарев употребляют спиртные напитки (то есть находились на рабочем месте в нетрезвом состоянии). Но никаких мер по отстранению их от работы не принял. Поэтому накануне этого собрания мастер Л. Шостак на основании представления следователя был уволен с работы. А. Климук и Н. Бондарев за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения были уволены сразу после ЧП на теплоходе. 

В ЧП на теплоходе (пожалуй, самом вызывающем, с которым приходилось сталкиваться в последнее время, после принятия Директивы Президента № 1) прямо или косвенно повинны многие работники и руководители ОДО «Трансстрой». Знали они о нарушениях дисциплины, тем не менее своевременно мер не предприняли. Вот и оказалась расплата за это слишком жестокой… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter