В Витебске отметили 30–летие фестиваля современной хореографии

На танец приглашает город

Фестиваль, возникший на излете советской эпохи, пережил все трансформации своего времени. В дни его работы в концертном зале «Витебск», который все эти годы является его основной базой, была развернута выставка, посвященная истории.

Фантасмагорические «Сны Офелии» привезла в Витебск Евгения Николайчук.
фото ЮРИЙ БУРЯКИН / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО VITEBSK4ME
На первых афишах вместо знакомой аббревиатуры IFMC со знаком меандра — фестивали сначала молодежного, потом эстрадно–спортивного танца. В конце 1980–х в СССР различий между балетом и танцем практически не знали, а слово «модерн» имело отрицательную коннотацию.

Зато знали, что такое единое культурное пространство. Его ценность в Витебске понимают до сих пор. Город стал центром, связующим танцевальное искусство Запада и Востока. Тех, кто приезжает сюда, обычно связывают не только профессиональные, но и дружеские отношения.

Свое современное название и статус витебский фестиваль обрел в 1992 году. Тогда же на нем впервые выступил Евгений Панфилов, один из пионеров современного танца в России. Вместе со своей труппой из Перми он на многие годы стал вдохновляющей фигурой фестиваля, привлекавшей в Витебск известных и начинающих хореографов, танцовщиков, исследователей и зрителей.

Полтора десятилетия спустя после гибели Панфилова витебский фестиваль по–прежнему ассоциирует себя с образом этого хореографа — неистового в своей страсти к новому направлению в искусстве, стремлении к самовыражению и жадном интересе к жизни и людям. Поэтому одна из наград конкурса хореографов носит имя Панфилова и считается негласным Гран–при Витебска. В этом году его обладателем стал опытный Дмитрий Залесский. Его «Танцы с другом» представили хореографа, которого роднит с Панфиловым эффектная театральность, метафоричность и восприятие танца как способа жизни и общения с миром.

На конкурсе была представлена современная хореография Беларуси как разноцветье направлений, но при этом имеющая родовые отличия — театральность, драматизм и увлечение не столько движенческими средствами выразительности, сколько танцевальными.

Витебск подарил новые имена: в первую очередь Евгении Николайчук с ее фантасмагорическими «Снами Офелии» и динамично–виртуозной Елены Лисной, поставившей номер «Игры разума»...

Анна Галайда

belyanina@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter