На такой воде каши не сваришь

С каждым годом социальной сферой на селе все меньше занимаются непрофессионалы...

С каждым годом социальной сферой на селе все меньше занимаются непрофессионалы. Жилье, дороги, котельные, водопроводы, некогда принадлежавшие местным хозяйствам и организациям, постепенно переходят под патронат специалистов ЖКХ. Чаще всего багаж прошлого доведен до ручки и требует огромных вложений. Однако это не отменяет надежд людей на добрые перемены.


Железная хватка


Проблема качества питьевой воды в бывшем военном городке у деревни Прибор Гомельского района появилась задолго до перехода его жилфонда и сетей на баланс предприятия «Гомельский райжилкомхоз» в ноябре 2011–го. Впервые же за помощью к местным властям здешние жители обратились минувшим летом, когда вода, поступающая в квартиры и дома, обрела все оттенки коричневого. Самостоятельно исправить ситуацию не получалось.


Район тогда помог чем мог. Выделил бригаду и технику. Магистральный водопровод, ведущий к домам, промыли и прохлорировали. Жители с благодарностью восприняли помощь. Вот только вид воды не изменился. Перемен ждали до зимы. А не дождавшись, написали письмо в редакцию «СБ» о наболевшем.


Еду в Прибор, захватив с собой тару для воды. Первый адрес — приземистый дощатый домик, на пороге которого встречает хозяйка, пенсионерка Елена Никитенко. В городке она с 60–х:


— Такое мучение — последние несколько лет. Вода из крана идет мутная, а порой и вовсе ржавая. Несколько ведер надо спустить, чтобы посветлела. За водой для питья хожу около километра в соседний поселок Пионер. Раньше ведро набирала, а теперь, после перелома ноги, осиливаю поднять только 5 литров. Для стирки пользуюсь дождевой.


Перехожу в мини–квартал трехэтажной застройки. На крыльце дома встречаю жильца: Василий Буршин для наглядности выносит из квартиры фильтр очистки воды, который установил девять дней назад. На нем солидный слой «питьевого» железа.


В другом подъезде того же дома о реалиях быта рассказывают супруги–пенсионеры Петины. Принимают ванну без света — иначе страшно. Воду для питья привозит сын, живущий в Гомеле. Стирают у него же.


— Водички нальете? — обращаюсь к хозяевам.


— Без проблем, — охотно открывают кран.


В руках у меня две бутылки. Цвет горячей воды — ядрено-кирпичный. Холодная — мутная, с легким желтоватым оттенком...


В режиме ожидания


Очевидно, что проблема с бородой. Судя по местным рассказам, воинская часть, к которой относился поселок, ее пыталась решать в меру своих возможностей.


В 2004 году на водонапорной башне установили станцию обезжелезивания. Пару лет назад поменяли на ней кварцевый песок, который служит фильтром. Жители рассказывают и о других попытках ослабить «железную хватку»:


— Начали даже копать питьевой колодец. Но не получилось довести дело до конца. Теперь надежда на район. Люди понимают, что сразу перемены не произойдут, но хотя бы о перспективах знать.


Начальник отдела архитектуры, строительства и жилищно–коммунального хозяйства Гомельского райисполкома Анатолий Чистый удивлен — жители городка повторно в исполком не обращались:


— Только в ноябре мы приняли этот поселок, поэтому невозможно все и сразу пообещать людям. Ведь не менее острые проблемы есть и в других деревнях, где жилфонд и коммуникации гораздо раньше были переданы на баланс районного предприятия ЖКХ. Что для Прибора актуален вопрос качества воды, было известно еще до его приемки. Сейчас главное — установить причину, а уже после определять масштаб работ и источники финансирования.


Когда дойдет очередь до городка, сказать трудно. Очевидно лишь одно: не в интересах местной власти затягивать процесс до бесконечности. Во–первых, на кону санитарное благополучие людей. Во–вторых, качество услуги, за которую жильцы платят без скидки на железо.


Нужен комплексный подход


Вода на селе — проблема, безусловно, наболевшая. Стареющие водопроводы, которые толком не обслуживались былыми хозяевами, сейчас порождают массу острых вопросов. Для улучшения ситуации многое делается. Вот только не всегда есть результат.


Это подтвердили и последние проверки прокуратуры Гомельской области и областного Комитета госконтроля, которые заинтересовались выполнением в регионе государственной программы «Чистая вода» прошлой пятилетки. На поверхности оказались досадные оплошности.


Взять Гомельский район. Год назад в деревне Рудня Маримонова реконструировали станцию обезжелезивания, вложив в нее около 465 миллионов рублей. Казалось, можно радоваться. Но, увы... Проектом не предусмотрели замену устаревших водопроводных сетей. В результате фактическое содержание железа в питьевой воде превышало норму и после запуска нового объекта. Не исключаю, что сети «потерялись» из соображений экономии. Но тогда в чем эффект бюджетных трат?


Похожая история и в деревне Семенча Житковичского района, где в 2009 году построили две артезианские скважины, отремонтировали станцию обезжелезивания, вложив больше 700 миллионов рублей, а качественную воду, завершив стройку, людям не дали... В Комитете госконтроля называют причину промахов, которые сводят на нет усилия государства:


— Речь об отсутствии комплексного подхода при проектировании объектов водоснабжения. В отдельных случаях не предусматривают строительство станций обезжелезивания на скважинах и водозаборах, замену старых сетей при возведении или реконструкции тех же станций. Деньги вложены, а конечная цель не достигнута.


Сейчас действует новая госпрограмма «Чистая вода», рассчитанная до 2015 года. Хочется верить, что удастся решать и прежние, и новые проблемы с водой, учитывая ошибки прошлой пятилетки. Иначе — бег на месте. И до деревни Прибор очередь точно не скоро дойдет.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter