Три поколения семьи из ошмянских Воловиков почти целый век отдали СПК «Гольшанский»

На таких Котах и держится деревня

Три поколения семьи из ошмянских Воловиков почти целый век отдали СПК «Гольшанский»


ДОИТЬ по восемнадцать коров в день вручную? Для оператора машинного доения Леокадии КОТ из деревни Воловики Ошмянского района такая работа все 40 лет казалась привычной. К тому же было на кого равняться — и мать, и отец проработали всю жизнь в сельском хозяйстве. Отец Владимир Иванович строил ферму нынешнего СПК «Гольшанский», мама Стефания Петровна работала там дояркой. Оба родом из одной деревни. В Воловиках повстречала свою судьбу сама Леокадия, а потом на местных девчатах женились и двое ее сыновей. И, к слову сказать, нынешнее поколение аграриев уезжать из родных пенатов не намерено...


Леокадия КОТ с сыном Леонидом

НА ПОРОГЕ кирпичного дома в центре Воловиков, что в нескольких километрах от Гольшан, нас встречает Леокадия Владимировна и сын Леонид. Гостеприимные хозяева проводят в просторную комнату. На стенах — семейная фотохроника. По снимкам можно не только изучить генеалогию, но и проследить всю трудовую династию аграриев.

— Моя мама работала дояркой на ферме, которая принадлежала тогда еще колхозу имени Ленина. К ее строительству, кстати, приложил руку и отец, — начинает экскурс в прошлое Леокадия Владимировна. — Мы же, две сестры и я, смотрели за хозяйством. Кто коров доил, кто свиней кормил. Тогда скотину держали в каждом дворе. А в свободное время часто бегали к маме на ферму.

Леокадия еще в четырнадцать лет, окончив семилетку, пришла в колхоз: «Я, кстати, хорошо училась, поэтому хотела получить специальность — стать педагогом. Помню, как однажды к нам приехал директор школы и просил у родителей, чтобы те разрешили дочери осваивать науку дальше. На что мама строго ответила: «Все учителями не будут». Так, можно сказать, и решили мою судьбу».

Сельчанка вспоминает, что поначалу выполнять приходилось любую работу: «Это сегодня сельский труд механизирован, а раньше практически все вручную… За лошадью картошку копали, торф вывозили. Через пять лет официально оформили меня дояркой. В группе восемнадцать коров. Порой день с восходом солнца начинался, в четыре утра, и — до захода солнца».

Доросла Леокадия Кот спустя годы до заведующей фермой. «Были и опыт, и молодость. Видимо, поэтому и назначили заведующей. Дело свое знала, через год после того как меня назначили руководителем, вышли в передовики района. Доили в год и до трех тысяч килограммов, потом и до четырех тысяч от коровы». Как за такой короткий срок вывела ферму в лидеры? Всегда болела за свое дело. Когда, например, требовалась доярка, искала по всему району нужного специалиста. В подчинении у меня было 25 человек, все трудились на совесть».

С БУДУЩИМ супругом Войтехом Леокадия дружила с детства — росли в одной деревне. «У нас раньше столько молодежи было… Так и в деревне больше ста домов. Женились обычно парни на своих, деревенских, девчатах — такая уж мода заведена. Когда мне исполнилось двадцать лет, решили расписаться, очень любили друг друга. И работать стали на одной ферме: я — заведующей, Войтех — помощником». От хозяйства молодая семья получила ссуду на строительство жилья. «Никто, конечно, не помогал. Но мы к трудностям привычные. Помню, как-то раз сильный ливень был, в нашем доме на полу лужи ручьем побежали. Так мы со старшим сыном залезли на печь… Но постепенно обживались. Кстати, и дом строили аккурат напротив фермы, чтобы в любое время на работу удобно бегать было».

Второго сына, Леонида, тоже сызмальства приучали к сельскому труду. «Хозяйство держали — коров, свиней, дети и следили за скотиной. Вы знаете, какая работа на ферме — нужно встать в три часа и быть до двенадцати ночи, пока не закончится вечерняя дойка. За свои сорок лет работы всего один раза в отпуск сходила — перед пенсией съездила в санаторий». 

Сейчас ферма, на которой проработали Леокадия и ее родители, преобразовалась в современный молочно-товарный комплекс. Молодежь, по наблюдениям исполняющего обязанности заместителя председателя по идеологии СПК «Гольшанский» Вацлава Денисенко, сюда тянется: «Привлечь грамотных молодых специалистов в сельскую местность можно. Главное — заинтересовать, создать такие условия, чтобы уезжать им отсюда после отработки не хотелось. В Гольшанах, например, уже построили 34 современных дома для 43 семей. Есть целая улица в агрогородке, где вообще живет одна молодежь, — Озерная. Средний возраст здесь — 35 лет. Помимо того, что в дома проведена вода, есть газ, так что дровами отапливать жилье не нужно. Работают в агрогородке несколько магазинов, есть Дом культуры, а также главная достопримечательность — Гольшанский замок. Молодежи здесь интересно».

ОДИН из аккуратных коттеджей на этой улице — Леонида Кота. Сыну Леокадии Владимировны СПК «Гольшанский» выделил благоустроенное жилье в 2011 году. Вот и закрепилась здесь еще одна семья Кот. Условия есть, только трудись. История супругов Леонида и Ирины в точности совпала с судьбой матери. Ирина работала заведующей фермой, Леонид — в ее подчинении помощником. После того как ушла на пенсию, не стоял вопрос о том, кто станет у руля. Невестка Ирина знала всю кухню изнутри, к тому же окончила Гродненский государственный аграрный университет. Сегодня работает зоотехником-селекционером на современном молочно-товарном комплексе.

Леонид в СПК «Гольшанский» пришел трактористом в 1997 году. После службы в армии стал вопрос, чем заниматься дальше. Попробовал служить милиционером, но спустя три месяца вернулся в хозяйство заниматься тем, к чему больше лежала душа. «Думал, временно, оказалось — судьба. Сейчас учусь на четвертом курсе Гродненского аграрного университета. Хочу продвигаться по карьерной лестнице, а без высшего образования никуда». 

Вацлав Денисенко делится наблюдениями: «Другой бы сидел на одном месте — и работа, и семья есть. Но Леня не такой — интересуется всем, глядишь, скоро и до председателя сельхозпредприятия дорастет. Все задатки есть, да и гены, как видно, тоже».

Леонид и Ирина воспитывают двоих сыновей — Евгения и Андрея. Глава семьи уже замечает, что у ребят есть тяга к работе на земле. «Вот только жен нужно искать в деревне, — улыбается Леонид. — Тогда наша династия точно продолжится». 

bizyk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter