На свободу с чистой совестью

Вчера из мест лишения свободы выпущены первые амнистированные осужденные
Вчера из мест лишения свободы выпущены первые амнистированные осужденные

Накануне в отрядах Гомельской исправительной колонии N 4, где отбывают наказание осужденные женщины, царило оживление. В четверг утром женские отряды всколыхнула весть: в пятницу первые 19 амнистированных отправятся домой!..

Не возвращайтесь, девочки!

Начальник колонии Светлана Походова рассказала, что, как только в начале мая вышел Закон «Об амнистии», началась напряженная работа. Позавчера на заседании комиссии по амнистированию рассматривались первые 19 дел. «Так оперативно исполнение амнистии еще не разворачивали, — признается Светлана Павловна. — Но ведь ныне гуманная акция приурочена к великой дате — 60–летию Победы, и это обязывает. На комиссии мы каждой осужденной так и говорили: шанс исправить ошибку и начать жить по–новому вам дал юбилей Победы. Постарайтесь оправдать».

В Гомельской ИК–4 амнистия коснется около 40 процентов женщин (а это свыше 600 осужденных), имеющих первую судимость и совершивших малозначительные преступления. Одних ждет сокращение сроков наказания, других — свобода. Первыми выпустят подростков, молодых мам и пенсионерок. Светлана Походова надеется, что первая группа, отправленная вчера на свободу, в эти стены уже не вернется: «Первыми всегда отправляем домой тех, кто за время пребывания в колонии доказал, что здесь извлек урок и готов жить иначе. Ради таких людей амнистии стоит проводить. Главное, что всех 19 женщин, которых мы уже освободили, ждут дома родные и близкие. Поэтому у нас с ними связаны самые оптимистичные надежды. И параллельно продолжаем работу по остальным амнистированным: связываемся с родственниками, отделами милиции, службами занятости, чтобы знать, как после освобождения устроятся наши подопечные. К сожалению, не всегда им есть куда возвращаться».

«Полтора года здесь провела, — рассказала вчера перед выходом на свободу 26–летняя Наталья из Светлогорска, осужденная за хранение наркотиков. — Научена собственными ошибками. Теперь у меня одна цель: чтобы мой 3–летний сын Ромка не повторил мамин путь. Вернусь домой, где ждут родители, устроюсь на работу продавцом. Мне есть ради чего жить».

Людмила Петровна, пожилой педагог–музыкант из Минска, за несколько часов до отъезда из колонии домой говорила: «Для меня это был страшный и тяжелый год. Первым делом хочу все забыть и начать сначала. Я опять буду играть! Дома — хорошая работа, мои ученики, муж и сыновья. И я обязательно приеду в колонию с концертом».

Что ж, за Наталью и Людмилу Петровну, наверное, можно не беспокоиться. А как устроятся остальные амнистированные? Не секрет ведь, что бывшим осужденным найти работу весьма проблематично. Однако в Гомельском облисполкоме заверили, что при райисполкомах работают наблюдательные комиссии, куда амнистированные осужденные всегда могут обратиться за помощью. А в областной службе занятости населения сообщили, что для бывших осужденных в этом году забронировано более 300 мест на предприятиях и в организациях Гомельщины. Работодатели отказать им не имеют права. Кроме того, можно искать работу через центры занятости, обучиться новой специальности или отправиться трудиться на село, в хозяйства, которые предоставляют новым специалистам жилье.

Когда мужчины плачут...

Вчера оказались на воле и 10 первых амнистированных осужденных из Могилевской исправительной колонии N 15. Заседание административной комиссии, на котором рассматривались дела осужденных, тянулось достаточно долго. Кроме статей УК, по которым к лишению свободы были приговорены кандидаты на амнистию, членов комиссии интересовало, как люди видят свою дальнейшую жизнь, чем собираются заниматься, есть ли у них на воле близкие люди, которые могут на первых порах оказать экс–зэкам помощь. Разговор порой получался душевный. Один парень, услышав положительный вердикт, попросту расплакался...

Когда мы беседовали с теми, кто скоро выйдет на волю, заметили в их глазах растерянность. Амнистированные еще не до конца поверили, что уже могут считаться свободными людьми, и решение об освобождении воспринимали как сон.

«Сегодня у меня праздничное настроение, — радуется 19–летний амнистированный Алексей Повзун. — Нет никакой обиды на государство, на власть за то, что оказался за решеткой: виноват — значит, должен отвечать. Я Закон «Об амнистии» еще изучить не успел — и уже на волю, как–то неожиданно. Сюда больше возвращаться не хочу. Не может быть в «зоне» лучше, чем на воле. После освобождения поеду домой на Брестчину, буду работать в колхозе».

— Значение амнистии, как мне кажется, не только в том, что оступившиеся люди покидают места лишения свободы, — говорит заместитель начальника Могилевского областного управления департамента исполнения наказаний МВД Александр Асташенков. — Государство дает людям шанс начать жизнь с чистого листа. И многие амнистированные именно так и поступают. Но гуманность амнистии еще и в возможности дать близким осужденных: матерям, женам, детям — поскорее увидеть своих родных дома.

— Мы готовы к наплыву новых «клиентов», — рассказывает Николай Козырь — начальник Могилевского центра социальной адаптации ранее судимых, освободившихся из мест лишения свободы и других граждан, утративших социальные связи. — Обычно к нам обращаются около 30 человек в месяц, но сейчас можно прогнозировать, что после амнистии это число как минимум удвоится. И всем им мы будем помогать: восстанавливать документы, прописку, искать жилье и работу.

Не останутся в стороне от решения проблем амнистированных и социальные службы. В центрах социального обслуживания, которые действуют в каждом районе Могилевщины, уже ждут бывших заключенных. Ожидается, что иные из амнистированных придут сюда за одеждой, едой. И никому отказа не будет. Вышедшие на свободу смогут (если, конечно, у них есть в том нужда) получить комплекты гигиенических средств (мыло, шампунь, бритвенные лезвия и т.д.) и продуктовые пакеты.

Итак, вчера на Гомельщине и Могилевщине по амнистии освободились 29 человек. Это первые ласточки. Напомним, что из мест лишения свободы в течение полугода планируется освободить около 3.800 человек, еще 7 тысячам обитателей колоний будут сокращены сроки. Также 4.800 осужденных выпустят из учреждений открытого типа.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter