На судьбоносном перекрестке

«Белавтодор» хотел бы отдать больше денег на ремонт дорог

Дорожная отрасль страны, с одной стороны, должна решать насущные проблемы, с другой — стоящие перед ней задачи

Обстоятельный доклад и.о. директора Департамента «Белавтодор» Юрия Масюка на последней коллегии отразил многогранную деятельность дорожной отрасли в минувшем году и на перспективу. Наибольшим ее достижением в отчетном периоде стал ввод в эксплуатацию после модернизации магистрали М-4 (Минск—Могилев) по параметрам первой категории. После М-1/Е30 (Брест—Минск—граница Российской Федерации) она стала второй автодорогой страны, соответствующей европейскому уровню. В числе значимых свершений в 2012 году и строительство на М-4 мостового перехода через реку Березину длиной 360,4 погонного метра в одноименном городе, а также моста через реку Днепр в Шклове (285 п.м). Но если в 2012 году дорожники успешно справились с основными прогнозными показателями социально-экономического развития, за исключением одного (привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе по виду экономической деятельности «Транспорт»), то вот ближайшее их будущее вызывает обоснованное беспокойство.

По словам Юрия Станиславовича, на положительные результаты прошлого года в немалой степени оказало влияние достаточно стабильное финансирование дорожного хозяйства. Однако оно было отнюдь не достаточным в целом и в частности, если исходить из государственной программы его развития «Дороги Беларуси на 2006—2015 годы». Из-за дефицита средств в истекшем году, как и во все предыдущие, не выполнены показатели по капитальному и текущему ремонту на республиканских и местных дорогах. Они составили соответственно лишь 8 и 35 процентов, 8 и 17 процентов. И в нынешнем году из-за дефицита бюджетных средств процент реализации этого основополагающего документа останется на том же уровне. А это означает, что общее состояние отечественных трасс будет ухудшаться. Так, на сегодняшний день уже нужно отремонтировать до нормативных параметров 6469 километров дорог, в том числе капремонтом — 2406, текущим — 4063. В настоящее время значительная часть всех дорог страны эксплуатируется с просроченными межремонтными сроками, что ведет к необратимому процессу постепенного разрушения покрытий. Не лучше обстоят дела и с мостовыми сооружениями. Более 30 процентов (723) их сегодня не отвечает нормативным требованиям и нуждается в реконструкции или в неотложном ремонте. Здесь глава дорожного хозяйства внес предложение о перераспределении бюджетных денег на реконструкцию и строительство магистралей в пользу текущего и капитального ремонта.

Из-за недостаточного финансового обеспечения под угрозой срыва находится и реализация Комплексной программы развития инфраструктуры автодорожных пунктов пропуска на Государственной границе Республики Беларусь на 2011—2015 годы. В аналогичном положении и выполнение программы по развитию курортной зоны Нарочанского региона...

Болевым вопросом, особенно в зимний период, для отрасли является состояние дорожно-строительной техники, задействованной на содержании республиканских магистралей. На сегодняшний день износ МАЗов, автопогрузчиков и тракторов превысил отметку в 70 процентов. Таким образом, из-за их частого выхода из строя содержать трассы в безопасном для движения состоянии становится за-труднительно. Нужно принимать меры по техническому перевооружению предприятий отрасли, а для этого, как известно, необходимы дополнительные финансовые ресурсы.

Одним из сдерживающих факторов в решении отраслевых задач также является качество и своевременность поставки строительных материалов, в первую очередь гранитного щебня необходимых фракций. Он используется при изготовлении асфальтобетонных смесей и для устройства оснований дорожных одежд. Но ни в одном, ни во втором случае щебень, выпускаемый предприятием «Гранит», не соответствует предъявляемым требованиям. И это при том, что в конце прошлого года Совет Министров обязал «Белавтодор» довести гарантийные сроки асфальтобетонных покрытий дорог до 10 лет. Решением вышеназванной проблемы, по мнению Юрия Масюка, может стать корректировка технологического цикла производства щебня, а также создание новых производств с использованием современного оборудования. Здесь он провел параллель и отметил, что в результате совместной работы с концерном «Белнефтехим» в 2012 году весь битум, поставленный дорожным организациям, соответствовал европейским стандартам.

Эти и иные проблемы нельзя не рассматривать через призму кадрового потенциала отрасли. А он, увы, убывает… Особенно симптоматичным и тревожным одновременно стал минувший год. По состоянию на 1 января 2012 года списочная численность работников дорожного хозяйства Беларуси составляла 33 184 человека, в том числе по «Белавтодору» — 19 509. За истекший год их количество уменьшилось на 2300 человек (9,3 процента), в том числе по департаменту — на 1619 (7,94 процента). В настоящее время имеющиеся вакансии в основном укомплектовываются за счет высвобождаемых работников реорганизуемых организаций и молодых специалистов. В отрасли явно прослеживается и тенденция старения работников, и прежде всего это касается руководящего состава. И если не принимать мер по его омоложению, численность руководителей пенсионного возраста в течение ближайших трех лет составит 50 процентов. Любопытен и такой факт: по результатам распределения молодых специалистов, выпускников высших и средних специальных заведений за 2012 год в организации дорожного хозяйства прибыло 507 человек, что на 100 человек меньше, чем годом ранее.

Кадровые сложности естественным образом сказываются на показателях по травматизму, трудовой дисциплине, зарплате. Первые два показателя в целом по сравнению с 2011 годом хоть и несущественно, но улучшились. Среднемесячная зарплата по итогам минувшего года по «Белавтодору» составила 4 миллиона 168 тысяч рублей. Однако величина ее в подведомственных организациях весьма неоднозначна и колеблется от 2970,2 тыс. рублей в РУП «Гомельавтодор» до 6660,9 в ОАО «ДСТ № 3». По итогам работы за минувший год в целом по департаменту обеспечено опережение темпов роста производительности труда над темпами роста зарплаты.

Как известно, сейчас дорожное хозяйство страны находится на этапе реорганизации, а фактически на судьбоносном перекрестке. С одной стороны, оно должно решать вышеназванные проблемы, с другой — стоящие перед ним в нынешнем году локальные и стратегические задачи. А они весьма серьезны. Так, в числе первых заданий — введение в эксплуатацию 102,5 км дорог и 299,2 погонного метра мостов, подготовка магистралей к проведению чемпионата мира-2014 по хоккею в Минске, завершение строительства обходов городов Гродно, Витебска и Барановичи, реконструкция магистрали М-5 (Минск—Гомель) на участке Пуховичи—Бобруйск, продолжение модернизации участка Бобруйск—Гомель и другие. К стратегическим задачам глава отрасли отнес восстановление дорожных фондов и изыскание источников их образования. Причем их создание не должно ущемлять интересов граждан нашей страны. Архиважной задачей является и проработка вопроса о переходе на нормативный метод содержания дорог. В числе стратегических задач также омоложение в течение трех лет руководящего состава головных организаций департамента и техническое перевооружение отрасли путем применения различных вариантов финансирования (бюджет, лизинг, собственные средства и т.д.). 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter