Департаменту финансовых расследований КГК – 30 лет. Интервью с директором ДФР Игорем Маршаловым

На страже народной казны

В первых числах августа свой 30‑летний юбилей отметит финансовая милиция Беларуси — Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля. Накануне профессионального праздника заместитель Председателя КГК — директор ДФР генерал-майор финансовой милиции Игорь МАРШАЛОВ дал интервью «СБ. Беларусь сегодня».

Фото  БЕЛТА

— Игорь Анатольевич, в преддверии юбилея наверняка необходимо вспомнить историю становления службы финансовых расследований.

— Начну с того, что в начале лихих 90‑х наша налоговая система находилась на стадии формирования и нуждалась в надежной поддержке. И в феврале 1992 года Министерство финансов впервые инициировало перед Советом Министров создание в составе главной государственной налоговой инспекции Минфина и ее подразделениях на местах службы дознания для проведения проверок умышленного сокрытия, занижения прибыли (доходов) и платежей в бюджет. В дальнейшем постановлением Совета Министров от 5 августа 1992 года № 85 в главном налоговом ведомстве страны было создано управление налоговых расследований (впоследствии главное управление налоговых расследований).

Со временем специфика проблем, с которыми столкнулись наши коллеги в период становления службы, потребовала дальнейшего самостоятельного развития. Так, согласно Указу ­Президента Республики Беларусь от 11 февраля 1998 года № 71 на базе главного управления налоговых расследований создан отдельный правоохранительный орган — Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь (ГКФР), на который возложили исполнение конкретных задач по противодействию правонарушениям в сфере предпринимательства и налогообложения, а также ему предоставили ряд прав и полномочий.

Значимой вехой в нашей деятельности стал 2001 год, когда приняли Закон «Об органах финансовых расследований Республики Беларусь» и Указ Главы государства от 2 ноября 2001 года № 617, в соответствии с которым на базе ГКФР образовали Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля.

— В начале 2000‑х ключевым направлением деятельности финансовой милиции была борьба с организованными преступными группами, которые использовали в своей финансовой деятельности лжепредпринимательские структуры. Как шла эта работа?

— По своей сути лжепредпринимательство — это создание в криминальных целях (обналичивание и обезналичивание денежных средств, изготовление фиктивных документов, проведение денег из теневого сектора экономики через банковскую систему) юридических лиц и регистрация индивидуальных предпринимателей без намерения осуществлять реальную деятельность.

Организованные преступные группы, регистрировавшие десятки и сотни таких лжеструктур, позволяли субъектам хозяйствования производить манипуляции с суммами налоговых обязательств и придавать легальный вид операциям, которые невозможно произвести в соответствии с законодательством. Подспудно шел обмен наличных денег на безналичные и наоборот с одновременной конвертацией валют. При этом выявление и пресечение деятельности одной лжеструктуры, как правило, не приводило к значимым последствиям для злоумышленников, поскольку ими сразу же создавалась новая.

— Можете привести пример борьбы с этим беззаконием?

— Вот лишь один из многих. В феврале 2015‑го во взаимодействии с Департаментом финансового мониторинга Комитета госконтроля мы разоблачили ловкачей, которые использовали в своей практике 28 лжепредпринимательских структур.

Их услугами пользовались 138 субъектов реального сектора экономики. Возбудили 82 уголовных дела, из которых 69 тяжких, и выявили 13 коррупционных преступлений. Арестовали имущества более чем на 10 миллиардов неденоминированных рублей. В бюджет поступило свыше 34 миллиардов.

— Что сыграло основную роль в противодействии этой напасти?

— Конечно, совершенствование нормативно-правовой базы и создание национальной системы противодействия легализации преступных доходов, в рамках которой и по сей день тесно взаимодействуем с Национальным банком и подразделением финансовой разведки.

Кроме того, были приняты меры по совершенствованию законодательства, которые на практике означали, что с начала 2016 года на основании нашего заключения недобросовестные контрагенты лжеструктур могли самостоятельно уплатить соответствующие налоги без проверки их деятельности. Тот, кто исполнял наши предписания и добровольно уплачивал налог, освобождался от административной ответственности.

К январю 2019‑го мы вынесли 2163 таких предписания, исполнено было 1437. В бюджет добровольно уплачено более 4,91 миллиона рублей. Выстроенная органами Комитета госконтроля система противодействия лжепредпринимательству оказала значительный профилактический эффект. Она вызвала в бизнес-среде переосмысление основных принципов налогообложения и осознание неотвратимости наказания за их нарушение. Это позволило существенно сократить число лжеструктур в экономике страны. Если в 2013 году мы приостановили операции по 500 счетам, на которых арестовали 8,6 миллиона рублей, то в 2018‑м — лишь по трем счетам, на которых было арестовано всего… 7,4 рубля! Как видите, обстановка в сфере противодействия лжепредпринимательству кардинально изменилась к лучшему.

— Думаю, массовый читатель слабо представляет себе повседневные задачи финансовой милиции. Можно объяснить простым языком?

— Скажу сразу, что совместно с гражданскими специалистами Комитета госконтроля мы участвуем в контрольно-аналитических мероприятиях, которые направлены на выполнение поручений ­Президента по устранению негативных проявлений в ходе посевной и уборочной кампаний, наведению и поддержанию порядка в сельхозорганизациях, на промышленных предприятиях, в лесном хозяйстве и деревообрабатывающей промышленности. Принимаем соответствующие меры для поддержания надлежащего порядка в сельхозорганизациях, обеспечения безопасных условий пребывания учащихся в средних школах. По-своему участвуем в республиканской вступительной кампании.

Ежегодно анализируем фактические расходы республиканского и местных бюджетов, определяя крупнейших получателей средств. Перечень таких предприятий своевременно доводим до сведения территориальных подразделений, которые постоянно контролируют дальнейшее использование государственных денег. Такой подход вносит существенный вклад в работу по противодействию необоснованной посреднической деятельности, коррупционным проявлениям и легализации преступных доходов.

Вместе с работниками Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля мы фактически являемся экспертами в области отслеживания «денежных следов». Придерживаемся известного принципа follow the money («следуй за деньгами») и контролируем движение денежных средств организаций, доходы и в особенности расходы физических лиц, которые, не имея трудовых и иных официальных доходов, соответственно, не уплачивая налоги и сборы в Фонд социальной защиты населения, владеют шикарными домами и дорогостоящими автомобилями. Деятельность таких субъектов пристально изучается на предмет наличия признаков правонарушений и жестко пресекается при их обнаружении, поскольку в наших глазах воровство денег у государства равнозначно воровству у каждого гражданина страны.

Взаимодействуя с Министерством по налогам и сборам, разработали и реализовали меры по предупреждению и нейтрализации рисков и угроз, связанных с хищением и необоснованным возвратом из бюджета налога на добавленную стоимость. Постоянно изучаем на предприятиях причины образования просроченной внешней дебиторской задолженности и взаиморасчеты с иностранными компаниями. По этим проблемным вопросам проводим проверки и мониторинги. Виновные привлекаются к предусмотренной законом ответственности.

— Что сегодня находится в центре внимания ДФР?
— Наша главная задача — экономическая безопасность страны. 
Выполняя поручения Главы государства, данные им в 2021 году на VI Всебелорусском народном собрании, организовали деятельность межведомственной рабочей группы из числа представителей министерств по налогам и сборам, внутренних дел, труда и соцзащиты и иных государственных органов по противодействию неформальной занятости и выплаты заработной платы в конвертах.

В зоне нашей ответственности — предприятия, которые обеспечивают функционирование стратегически значимых отраслей экономики, инвестиционные проекты, отраслевые республиканские и государственные программы, предусматривающие закупки современной техники и оборудования, контроль валютного рынка и сферы услуг.

Проводим оперативно-разыскные и проверочные мероприятия по выявлению и пресечению преступных схем дробления бизнеса. Серьезное внимание уделяем созданию и функционированию взаимозависимых посреднических структур. Способствуем получению максимального эффекта от экспорта белорусских пиломатериалов, мясо-молочной продукции и других товаров по актуальным рыночным ценам и своевременному поступлению в республику валютной выручки.

С апреля 2021‑го к нашей компетенции отнесено проведение дознания по уголовным делам, связанным с коммерческим подкупом, мошенничеством, присвоением либо растратой, причинением имущественного ущерба без признаков хищения, служебным подлогом, служебной халатностью и незаконным вознаграждением. А в июне минувшего года по нашей инициативе Уголовный кодекс дополнен специальными нормами, предусматривающими ответственность за налоговое мошенничество, неуплату нанимателем подоходного налога и страховых взносов. Сегодня мы вправе осуществлять дознание по уголовным делам по 36 составам преступлений, совершенных в экономической сфере.

— Как вы оцениваете деятельность департамента?

— Считаю, что в сложный для страны период коллектив зарекомендовал себя правоохранительным органом, грамотно и эффективно противостоящим вызовам и угрозам не только в экономической, но и в социальной, политической и иных сферах деятельности. 30‑летний рубеж является для нас не только знаменательным событием, но и хорошим поводом через призму прожитых лет оценить достигнутое и наметить планы на будущее. Мы и впредь будем эффективно и качественно справляться с самыми сложными и важными задачами.

rud@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter