Потребность в переливании крови растет на 2 - 3% каждый год

На страже кровных интересов

Потребность в переливании крови растет на 2 - 3% каждый год
РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий уникален уже тем, что, в отличие от других медучреждений, главные его посетители могут похвастаться отменным здоровьем. Ведь иным в доноры путь закрыт. Центр — передовая линия службы крови. Работа здесь не останавливается ни днем, ни ночью: предугадать, когда экстренно понадобятся компоненты крови нужной группы, невозможно. Для оказания плановой и экстренной трансфузиологической помощи всегда есть запас гемопродуктов. И в том, что наша страна в этом смысле полностью на самообеспечении, большая заслуга специалистов службы и существующего тут сплава науки, практики и производства.



Каждому третьему землянину хоть раз в жизни да понадобится переливание крови и ее компонентов, и Беларусь — не исключение. Потребность в этой процедуре растет на 2 — 3% каждый год, параллельно с увеличением числа высокотехнологичных операций. При проведении химиотерапии одному онкогематологическому больному потребуется концентрат тромбоцитов, полученный из крови 35 доноров. При пересадке печени нужна помощь уже ста. Не обойтись без нее в кардиохирургии, при оперативном родоразрешении. Кстати, уже лет десять как в нашей стране не переливают цельную кровь: она служит исходным материалом для получения гемопродуктов — компонентов. Например, плазма используется для остановки кровотечения, эритроцитсодержащие среды — при анемии...


* * *

В центре благодарны всем донорам за готовность поделиться «частицей себя». Однако Европа идет к тому, что делать это надо добровольно, регулярно и безвозмездно. Считается, что бесплатное донорство наиболее инфекционно безопасно. Растет интерес к такой практике и у нас. День бесплатной донации объявляется в РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий несколько раз в месяц. В один из февральских дней мы заглянули в зал плазмафереза с заместителем директора по трансфузиологии Татьяной Клестовой:


— Сегодня 47 человек пришли сдать компоненты крови, плазму и тромбоциты, и 14 доноров — кровь. В центре начинающий донор сначала сдает цельную кровь. Эту процедуру можно делать 4 — 5 раз в год. Если после двух–трех таких сдач нет реакций и качество заготовленной гемопродукции соответствует нормативным документам, то предлагаем донору перейти на дачу компонентов крови — плазмы или тромбоцитов — каждые две недели.


Такая история, например, у 20–летней Екатерины, впервые пришедшей «на плазму». Ее уже подключили к одному из 18 имеющихся в зале автоматических сепараторов — примерно за 45 — 50 минут с помощью аппарата будет переработано около 2 литров крови, причем аппарат сам разделит ее на составляющие, заготовит плазму в емкость для ее хранения, а невостребованные клетки перельются обратно. Система закрытая, риск инфицирования исключен.

Вся донорская кровь исследуется на ВИЧ, вирус гепатита В, С и сифилис. Заведующая лабораторией серодиагностики инфекционных заболеваний Тамара Коржель поясняет:


— К нам попадает вся кровь, заготовленная в центре, в условиях выезда (а из РНПЦ каждый день две бригады отправляются на предприятия) и в отделениях переливания крови Минска. Для исследования используется автоматический анализатор, что минимизирует участие медработника и вероятность ошибки. Процент выявления инфекций достаточно низкий, ведь с донорами ведется большая предварительная работа.



* * *

Гордость РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий — единственный в Беларуси банк крови, где хранятся эритроциты редких групп, в условиях жидкого азота, при температуре до —196 градусов. Были ситуации, когда кровь редкого фенотипа искали по всей стране и находили только здесь. Криогенное хранилище — это шесть бункеров, в каждом из которых 96 доз криоконсервированных эритроцитов. Есть тут и «адресная» кровь, например, для пациентов детской онкогематологии, от идеально подобранного для ребенка донора. В экстренной ситуации ее можно получить в течение часа. В центре хранится и иммунная плазма, из которой производят иммуноглобулин для иммунизации женщин, у которых есть риск резус–конфликта.

* * *

И днем и ночью разрешить самые сложные ситуации готовы в клинической лаборатории, где проводится подбор совместимой донорской крови для трансфузии. Есть пациенты, для которых это жизненно важно — если были обнаружены антитела, грозящие осложнениями, или уже имелись прежде реакции на процедуру... Число обращений растет. Только за прошлый год — около 1.000 новых. Заведующая лабораторией Лина Новак связывает это в том числе с улучшением диагностики в клиниках. Раньше о возможной проблеме просто могли не знать.

— Это профилактика возможных реакций и осложнений, — говорит Лина Валерьевна. — В своей работе наряду с другими методами проведения иммуногематологических исследований мы используем и гелевые технологии — один из самых чувствительных и точных подходов, но в первую очередь индивидуальный подбор — это опыт, знания и руки, глаза врача. Проблемных ситуаций много. И резус, и группу крови не всегда могут определить в обычной лаборатории. Могут быть редкие антитела. В экстренных ситуациях «скорая» стоит у центра, ждет компонент крови или лекарственное средство из плазмы крови, а мы работаем вдвоем, втроем, чтобы ускорить поиск совместимых гемопродуктов для переливания.

Дежурство круглосуточное, потому что при онкологии, родовспоможении, да и в других ситуациях индивидуальный подбор может потребоваться в любой момент. В таком же режиме работает и лаборатория иммунологического типирования органов и тканей, и диагностики инфекционных заболеваний.

* * *

Медицинские биотехнологии в названии центра продекларированы не случайно. Одно из главных направлений — работа со стволовыми клетками. Недавно завершился совместный проект с РНПЦ неврологии и нейрохирургии по их применению при боковом амиотрофическом склерозе. Метод доказал эффективность и безопасность.

— Сейчас идет регистрация нашего биомедицинского продукта — мезенхимальных стволовых клеток, и мы сможем поставлять его в практическое здравоохранение, — вводит в курс дела заместитель директора по научной работе Елена Расюк. — Он универсален. Совместно с РНПЦ психического здоровья мы получили хорошие результаты его применения при эпилепсии, с РНПЦ травматологии и ортопедии и БГМУ — для замещения дефектов трубчатых костей.

Второе важное направление — создание рекомбинантных, то есть полученных с помощью генной инженерии, белков: популярного интерферона альфа, который используется для профилактики гриппа, и необходимого для онкобольных филграстима, сводящего к минимуму последствия химиотерапии. Пока эти препараты импортируются на сумму более 1 миллиона долларов каждый...

И, наконец, кипит работа по созданию новых лекарств и диагностических тест–систем на основе плазмы крови. Причем от науки до практики тут один шаг в буквальном смысле: корпус экспериментального производства и инноваций находится по соседству с главным. Он, например, снабжает все лаборатории Минска и области тест–сыворотками для определения групп крови или резуса, выпуская 10 тысяч флаконов в месяц. Производится тут и импортозамещающая сыворотка для культивирования стволовых клеток, и многое другое.

КСТАТИ

Для тех, кто хочет стать донором, создан сайт yadonor.by. За прошлый год в РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий сдали кровь и ее компоненты более 15 тысяч доноров. В созданный здесь единый донорский центр стекается информация обо всех жителях Минска и Минского района, сдавших кровь, а также тех, кому это делать противопоказано — по данным, которые предоставляют наркологические, кожно–венерологические, противотуберкулезные учреждения, центры гигиены и эпидемиологии.

Прямая речь

И.о. директора РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий Федор Карпенко:

— Можно гордиться тем, что служба крови у нас государственная. За рубежом существуют разные формы — где–то ее курирует Красный Крест, где–то она организована в клиниках, есть коммерческие банки крови и даже такая практика, когда, идя на операцию, нужно самостоятельно привести с собой донора и заплатить ему компенсацию. Наша система основана на госрегулировании и госзаказе, и это эффективно: мы обеспечиваем потребность клинических учреждений здравоохранения в гемопродуктах полностью. Независимость от внешних закупок дает экономическую и социальную безопасность. Конечно, в основе работы — привлечение доноров, их мотивация. Сейчас мы заготавливаем около 23 литров донорской крови на тысячу жителей, а стандарт ВОЗ — более 20 литров. Ежегодно объемы заготовки гемопродуктов увеличиваются на 3 — 5%. Кроме этого, наша служба уникальна тем, что производит лекарственные препараты на основе крови. Это достаточно дорогостоящая продукция — альбумин, иммуноглобулин и прочее. В Европе это направление коммерциализировано, отдано фарминдустрии, мы же это делаем по госзаказу и бесплатно обеспечиваем нуждающихся больных.

vasilishina@sb.by

Советская Белоруссия № 46 (24928). Суббота, 12 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter