На конец мая намечены выборы в Европарламент

На Страсбург движется горячий фронт

В Евросоюзе наступил жаркий политический сезон. На конец мая намечены выборы в Европарламент. И по их итогам ультраправые рассчитывают на успех. Задача стоит не просто занять места в зале заседаний в Страсбурге. Они берут планку повыше. Правые партии в Европе будут бороться за создание единого фронта, чтобы влиять на европейскую повестку дня. 

Маттео Сальвини (второй справа) готов возглавить фронт евроскептиков.
Фото РЕЙТЕР.

В Европарламенте предыдущего созыва крайне правые партии были объединены во фракцию «Европа наций и свобод», куда входила, кроме итальянской «Лиги» Сальвини и французского «Национального объединения» Ле Пен, «Австрийская партия свободы» Хайнца-Кристиана Штрахе. По итогам майского голосования, надеются члены фракции, к ним присоединится «Альтернатива для Германии». Но речь не только о количественном, но и качественном росте.

За последние пять лет обстановка значительно изменилась. Европейские правые популисты находятся у власти в Италии, Венгрии, Австрии и Польше. А последние политические кампании показали, что правые все сильнее влияют на формирование правительств и в других странах ЕС. 

Так, на недавних выборах в Испании правившая до этого Социалистическая партия не получила абсолютное большинство мест в парламенте. Чтобы сформировать правительство, ей потребуется поддержка других партий. Главной сенсацией стала ультраправая партия Vox, которая впервые прошла в парламент. Она забрала голоса правоцентристской Народной партии, неоднократно сменявшей социалистов у власти.

И таких примеров все больше. В Эстонии начало работу новое правительство: впервые в правящую коалицию вошли ультраправые из Консервативной народной партии Эстонии (EKRE). И на прошедших в апреле парламентских выборах в Финляндии впервые в истории страны ни одна из партий не набрала 20% голосов избирателей. Правые «Истинные финны» получили всего лишь на одно место меньше, чем представители Социал-демократической партии, выигравшие с минимальным преимуществом.

Причем те, кого называют праворадикалами, отличаются политической всеядностью. В Испании они «откусывают» голоса у традиционной партии правоцентристского толка. А в Германии, Франции и Нидерландах позиции теряли в основном левоцентристские партии, доминировавшие в этих странах десятилетиями. 

В ближайшие дни крупнейшим смотром сил станет собрание европейских ультраправых партий, инициированное Маттео Сальвини в Милане. 

Маттео Сальвини представляет теперь не просто крайне правых, а вполне законное правительство Италии. Недавно он приехал в Венгрию в надежде построить новый европейский альянс, объединив силы антимиграционных партий. Кстати, членство партии венгерского премьера Виктора Орбана «Фидес» приостановлено в ведущей в ЕС «Европейской народной партии». Причиной этого решения стали разногласия, которые возникли между Орбаном и другими политиками в ЕНП, в частности по миграционному вопросу. И теперь он стоит перед выбором — дрейфовать в сторону новых антимиграционных партий. Или попытаться склонить в свою сторону народников, бывших крупнейшей европейской силой свыше 40 лет?

Как представляется, это тяжелый выбор прежде всего для самого истеблишмента. В Евросоюзе происходит резкая поляризация сил. Причем традиционное деление на левых, за которыми стоят профсоюзы, и правых, опирающихся на церковь, уступает место другой политической конфигурации. Старые партийные системы уступают место раздробленным парламентам, в которых участвуют бунтари против истеблишмента, включающие в свой состав как крайне правых, так и крайне левых. 

Повторится ли эта тенденция и после выборов в Европарламент? Очень скоро мы это увидим. 

romanova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter