На стариках семья держится!

Братья Коэны взяли главного «Оскара», а Никите Сергеевичу и без этого хорошо
Братья Коэны взяли главного «Оскара», а Никите Сергеевичу и без этого хорошо

Уже давно стало правилом хорошего тона ругать американское кино. Поэтому одни «намыливают» свои вечера нескончаемыми историями про Золушку, другие («продвинутые») вкушают изощренные страсти европейских умников или азиатских мастеров. Между тем сто раз клятый Голливуд на 80–й, юбилейной, церемонии «Оскар–2008» в очередной раз доказал: загадочное в своей простоте американское кино по–прежнему живее всех живых. Подтверждением тому — несколько замечательных картин прошлого года, среди которых «Старикам тут не место» братьев Итана и Джоэла Коэнов. В воскресенье картина получила главный приз на самом престижном кинофестивале мира.

«Из воды сухим не выйти»

Сюжет «Стариков» непритязателен, почти тривиален. Охотник Левелин Мосс (Джош Бролин) находит в техасской прерии несколько трупов, раненого, фургон с героином и чемодан с деньгами, которые, естественно, забирает себе. А раненого оставляет умирать от жажды. Где серьезные суммы, там и люди серьезные. Вдогонку за горемыкой пускается инфернальный злодей, за ним — еще один. По следу, отставая ровно на шаг, движется полиция. Число трупов растет, страсти накаляются...

Напряженные крупные планы, на которых застывают колоритные, выпуклые лица персонажей, превращаются в ничто перед видом, возможно, единственного героя фильма — монеты под рукой инфернального «рыцаря копейки» Антона Чигура (Хавьер Бардем). Именно она решает, кому — жить, кому — умирать. И это не добрая игра в орлянку, не символ античного рока или позднего фатализма. Кажется, монета тут то, что она есть на самом деле. Это — деньги. От туго набитого долларами кейса до мятых купюр в окровавленных руках персонажей — деньги решают все. Они требуют от своих слуг беззаветного служения и проворства. Расслабился, устал, присел передохнуть и ты — покойник, вышел в тираж.

Кстати, интересно сопоставить сло
ганы двух свежих лент, имеющих все шансы стать классическими: «Каждый грех оставляет следы» (фильм «Порок на экспорт» Пола Верхувена) и «Из воды сухим не выйти» («Старикам тут не место»). Похоже, современное американское искусство делает попытку вернуть в культурный обиход категорию ответственности, такую немодную и неприятную...

Картина Коэнов в итоге получила 4 золотые статуэтки: лучший фильм, режиссура, лучший адаптированный сценарий. Кроме того, премия за лучшую мужскую роль второго плана была вручена испанскому актеру Хавьеру Бардему — в новой картине Коэнов он разгуливает с баллоном для забоя скота, корчит страшные рожи и никого не жалеет. «Коэны — мои самые любимые режиссеры на свете, — улыбается Хавьер Бардем. — Я всегда мечтал с ними работать».

Нефть важнее крови?

Костюмный фильм Пола Томаса Андерсона «Нефть» критики считали главным конкурентом коэновских «Стариков» — у обеих лент было по восемь номинаций. Но «Нефть» оказалась в меньшинстве по количеству полученных наград — всего два «Оскара», в частности, кроме приза за операторскую работу, актеру Дэниелу Дэю–Льюису досталась премия за лучшую мужскую роль. О Дэниэле Дэе–Льюисе нам известно, что он — гений. В интервью американский кинокритик Иан Натан спросил у Дэниэла напрямую: «В «Нефти» вашего антагониста изначально играл молодой актер по имени Пол О’Нил. Когда уже было отснято 50 процентов материала, режиссер неожиданно пришел к выводу, что артист не справляется, отправил весь материал с ним в корзину. И это дало почву для газетных слухов о том, что в очередной раз перевоплотившийся Дэй–Льюис затерроризировал несчастного дебютанта, доведя его до нервного срыва. Было такое?» В ответ Дэй–Льюис пожал плечами и после долгой паузы совершенно так спокойно сказал: «Ну так... Мы с ним просто проверили, кто сильнее».

Малоизвестная французская актриса Марион Котийяр, сыгравшая Эдит Пиаф в картине «Жизнь в розовом цвете», получила премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Сценаристку фильма «Джуно» Дьябло Коди наградили «Оскаром» за лучший оригинальный сценарий. В номинации «Лучшая картина на иностранном языке» победил австрийский фильм «Фальшивомонетчики», оставив без награды российскую ленту «12» Никиты Михалкова. Никита Сергеевич не расстроился: во–первых, фильм «12» уже получил «Золотого льва» в Венеции. К тому же у Михалкова есть «Оскар», полученный 14 лет назад за фильм «Утомленные солнцем». Свое участие в оскаровском шорт–листе режиссер Михалков расценил как большую удачу: «Это все равно как войти в пятерку финалистов чемпионата мира по футболу», — важно расправляя усы сказал Никита Сергеевич. А что тут скажешь?

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter