Можно, конечно, пошутить, что наши болельщики положили все силы на поддержку сборной в поединке квалификации чемпионата мира с Францией и с ходу переключиться на внутренние дела не смогли. Но смеяться так или иначе не хочется. По официальным данным, в среднем на матчах 21-го тура чемпионата страны собиралось 1030 болельщиков. Причем сразу три клуба — «Ислочь» (300 зрителей), «Торпедо-БелАЗ» (520 зрителей) и «Шахтер» (700 зрителей) — обновили свои худшие показатели домашней посещаемости в сезоне.

Директор «Ислочи» Сергей Мельников, впрочем, старается не унывать:
— Все объясняется очень просто. Во-первых, сейчас идет уборка урожая: ехал на игру и по дороге видел, как люди копают картошку. Ну а во-вторых, последние теплые деньки — в выходные многие отправились на дачи, к водоемам. В начале сезона и летом на «Ислочь» ходили неплохо. И мне кажется, что в Молодечно мы прижились. Нас хорошо принимают.
— Скандал с договорным матчем, в эпицентре которого оказался ваш клуб, мог негативно сказаться на посещаемости?
— Мне кажется, что несильно. Одна паршивая овца не портит все стадо. Разумные люди понимают, что данное происшествие не является политикой «Ислочи». Мы горько сожалеем о произошедшем. Но каждому человеку в голову не залезешь.
— «Ислочи» надо добавлять в работе с болельщиками?
— Главное, что нужно зрителю, — это результат, бескомпромиссная борьба на поле. Наверное, если бы мы смогли пригласить несколько сильных бразильцев, то и заиграли бы по-иному, и болельщики пошли бы больше. Но на данном этапе, учитывая скромный бюджет, мы и так сделали все возможное или даже больше.

Разгромное поражение «Ислочи» от «Минска» (0:4)
вживую наблюдали всего три сотни болельщиков
вживую наблюдали всего три сотни болельщиков
Игра, конечно, важна, но тот факт, что не только она определяет посещаемость, красноречиво подтверждает пример Жодино. Получив толчок от «Рапида» в квалификации Лиги Европы, «Торпедо-БелАЗ» завелось и набрало очень даже приличную скорость в чемпионате. Одержало четыре победы подряд с общей разницей мячей 12:1, заехало на третье место в таблице, а по потерянным очкам — вообще на второе. Игра 21-го тура с «Витебском» (1:2) была вынесена особняком на пятницу. А в итоге ее как будто для пустых кресел играли — 520 зрителей. Директор жодинского клуба Михаил Хлус пожимает плечами:
— Честно говоря, даже не знаю, как это комментировать.
— Может, вам следовало бы обратиться к маркетинговому опыту федерации?
— Посмотрим, соберется ли на Люксембург такая же внушительная аудитория, как на французов. Если да, тогда будем перенимать у федерации положительный опыт, нет — значит, будем искать свои пути. Но такие цифры посещаемости, какие есть сейчас, нас явно не устраивают. В пятницу очень расстроился. Тем более еще и проиграли.
«Шахтер», наряду с «Ислочью» и «Торпедо» обновивший антирекорд посещаемости, в отличие от коллег по несчастью в очередном туре победил — причем раскрошил «Гранит» уверенно (4:0). Однако вживую этот матч увидели всего семь сотен болельщиков. Пресс-секретарь «Шахтера» Виктор Володько вздыхает:
— У низкой посещаемости несколько причин. Во-первых, стадион спроектирован так, что в дневное время надо смотреть футбол через солнце и плюс маловато точек, где можно купить что-то попить-поесть. Во-вторых, результаты домашних матчей в последнее время не радовали: ничьи с «Городеей» и «Слуцком», поражение от БАТЭ. И в третьих, как правильно обращает внимание наш директор, — дачи...
— Изменить ситуацию нереально?
— У нас есть тысяча болельщиков, которая плюс-минус всегда ходит на домашние игры. Но надо увеличивать число зрителей. И мы это стараемся делать. Скажем, проводим различные акции с детьми: ходим в школы, ездим в лагеря. В ряде школ Солигорска созданы клубы болельщиков «Шахтера». Надеемся, что дети сагитируют к походам на стадион своих родителей. Ну или сами, когда вырастут, станут нашими активными болельщиками.
Например, в «Витебске», который по посещаемости занимает на данный момент второе место после БАТЭ, решили не ждать, пока болельщики вырастут, и массово приводят их на стадион бесплатно. Где-то не чураются заниматься приписками. Но это тоже, как говорилось в «Операции «Ы», не наш метод. Проблема глобальная, актуальная в масштабах всей страны, и к ней надо срочно всерьез подступаться. Иначе скоро чемпионат окончательно превратится в вещь в себе.
К сведению
После 21-го тура средняя посещаемость всего чемпионата уменьшилась до 1564 зрителей. Это антирекордный показатель за всю историю чемпионатов. Худший показатель прежних лет был зафиксирован в 2015 году — 1706 зрителей в среднем на матче.
Прямая речь
Дмитрий Герчиков, заместитель директора департамента маркетинга и коммуникаций АБФФ:
— Наш департамент не так давно сформировался. Сейчас первоочередная задача — привлечение болельщиков на домашние матчи национальной сборной. Во всяком случае, в тот месяц, что я работаю в федерации футбола, был сосредоточен на этом. Ну а дальше, надеюсь, хватит у нас сил и здоровья, чтобы помочь и чемпионату страны.
— Порядок цифр посещаемости сейчас явно не тот, который должен быть...
— Естественно. Эти цифры должны пугать в том числе людей, работающих в клубах. У них прямой контакт с болельщиками-потребителями. Если этих самых потребителей на трибунах мало, значит, где-то допускаются серьезные ошибки. Со стороны многих клубов очевидно есть недоработки в плане работы со зрителями. Но и мы не отгораживаемся и не снимаем с себя ответственности. Промо чемпионата в будущем будет одной из основных наших задач. Изучив опыт, пусть и негативный, мы должны определить, где самые большие проседания, и постараемся изменить ситуацию. За внимание болельщиков надо бороться.
bakerenko@sb.by